Journal of Eastern Christian Studies Том 49, выпуск 1-2

Периодическое издание Института восточных христианских исследований в Неймегене в сотрудничестве с Лувенским центром восточного христианства и Институтом раннехристианских и византийских исследований при Католическом университете Лёвен.
Журнал восточно-христианских исследований (JEastCS) — это рецензируемый журнал, в котором публикуются оригинальные исследования о традициях и современном положении восточно-христианских общин на Ближнем Востоке, в Центральной и Восточной Европе и на Балканах, а также в других местах, где восточные христиане жили и стали жить в прошлом и настоящем.
Журнал восточных христианских исследований реферируется и индексируется в базе данных религии ATLA; Индекс теологический; Elenchus Bibliographicus (Ephemerides Theologicae Lovanienses); Международная библиография периодической литературы по гуманитарным и социальным наукам / ИБЗ онлайн; ERIH PLUS (Европейский справочный индекс гуманитарных и социальных наук); перекрестная ссылка
Журнал восточно-христианских исследований является рецензируемым журналом.
Выходные данные
Volume: 49
Issue: 1-2
Date: 1997
Pages: 195
DOI: 10.2143/JECS.49.1.2003101
ISSN : 1783-1555
E-ISSN : 1783-1520
CATEGORIES : Classical Studies, Oriental Studies, Patristics, Theology
Содержание
5 — 6
Руководство
ДЭВИДС, А.
7 — 11
Библиография профессора доктора А.Дж. ван дер Алст
Крейнсен, К.
13 — 22
А.Дж. (Патрик) ван дер Алст – семьдесят пять лет
Жизнь, посвященная изучению восточного христианства
БУРГ, А.
А.Дж. (Патрик) ван дер Алст – семьдесят пятый день рождения: жизнь, посвященная изучению восточного христианства.
А.Дж. (Патрик) ван дер Алст (родился в 1921 г.) был ведущим членом бывшего Византийского института Конгрегации отцов-ассумпционистов в Неймегене и в течение многих лет был членом редакции периодического издания Het Christelijk Oosten. С 1966 по 1987 год он занимал кафедру восточного богословия в Неймегенском университете.
Несколько этапов его образования, его пребывание на Востоке (в Ливане и в Иерусалиме) и наиболее важные мысли о его публикациях рассматриваются в статье А. Бурга, бывшего главного редактора Het Christelijk Oosten. Основные интересы проф. ван дер Алст лежал в вопросе эллинизации христианства и в будущем экуменического диалога. Говорят, что в Европе Восток и Запад должны функционировать как два легких, но, как отмечает А.Дж. Ван дер Алст добавил в одной из своих публикаций, что у них общее сердце.
23 — 46
Униатство и его происхождение
ПЕРИ, В.
Униатство и его происхождение
Автор данной статьи рассматривает проблему «униатства» в очень широком смысле: обсуждаются истоки и употребление этого термина, а также униатство как исторический феномен. В прошлом «униатство» использовалось Римско-католической церковью как метод воссоединения восточных церквей. Поэтому Православные Церкви видели в этом угрозу и помеху экуменическим отношениям. Однако некоторые православные церкви также пытались «вернуть» восточно-католические общины в свою «Мать-Церковь». Все это результат «противоположных и исключительных экклезиологий», противоречащих соборной экклезиологии Древней Церкви. В нашем веке отношение изменилось: восточные общины в Римской церкви перестали рассматриваться как просто «обряды», но получили новую каноническую форму. С другой стороны, Православные Церкви должны были признать существование восточных Церквей, объединенных с Римом. В 1987 году Папа Иоанн Павел II и Вселенский Константинопольский Патриарх Димитриос I осудили «прозелитизм» в общей декларации. В 1993 году Международная комиссия по диалогу между Римско-католической церковью и Православными церквями издала в Баламанде (Ливан) совместный документ, в котором повторила это осуждение. Хотя использование им термина «униатство» может сбивать с толку, соглашение само по себе является важным шагом вперед к решению проблемы разделения Церквей. Чтобы достичь полного общения, они должны заново открыть для себя традиционную экклезиологию и относиться друг к другу как к «церквам-сестрам».
47 — 77
Москва, третий Рим
Становление религиозного мифа
ВАН ДЕН БЕРКЕН, В.
Москва, третий Рим: Возникновение религиозно-политического мифа
Хотя начало русской истории лежит в Киевской Руси, именно в послекиевский период проявилось русское национальное сознание. Это выразилось в жизнеописаниях русских князей, таких как Александр Невский и Дмитрий Донской, которые воевали против католических соседей на Западе, Литвы и Тевтонского ордена, и против языческих и мусульманских татар с Востока. После распада Флорентийской церковной унии и падения Константинополя русское национальное сознание получило новые политические и религиозные импульсы и переросло в своего рода официальную идеологию, доктрину «третьего Рима». Оно выражалось в красивых легендах тверского и новгородского происхождения, но со временем стало московским учением в письмах преподобного Филофея. Наивысшего статуса он достиг при Иване Грозном, но и этот царь своей политикой террора подорвал миф. Эта доктрина представляет собой восточный вариант translatio imperii и имеет интересные параллели с западным вариантом.
79 — 102
Духовная антология пятнадцатого века из монастыря Мар Ханнаня
ТЕЛЕ, Х.
Духовная антология пятнадцатого века из монастыря Мар Ханнаня
В настоящей статье дается описание рукописи Charfeh 212 (olim 38), западно-сирийской монашеской антологии (1466 г.), предназначенной для послушников монастыря Мар Ханнаня? или Дейр-эз-Зафаран на юго-востоке Турции. Введение содержит перевод фрагмента, посвященного основанию этого монастыря. Большая часть этой статьи посвящена идентификации различных трактатов, отобранных составителями этой антологии.
103 — 118
Забота об окружающей среде и Греческая православная церковь
ГРИН, Б.
Защита окружающей среды и Греческая православная церковь
В данной статье рассматривается отношение Константинопольского Патриархата и Элладской Православной Церкви к вопросу охраны окружающей среды. Представлены и кратко прокомментированы Послания Константинопольского Патриархата от 1989 г. и периода 1992-1995 гг., некоторые соответствующие отрывки из синаксиса православных Предстоятелей 1992 и 1995 гг., а также обращение Патриарха Варфоломея от 1996 г. Наконец, ставятся вопросы об отношении между теорией и практикой в греческом богословии и духовности, а также об экуменических аспектах.
119 — 131
Диалог Православной Церкви с Исламом
ПАПАНДРЕУ, Дамаскинос
131 — 148
Иерусалим
БИЛД, Ф.
148 — 152
Ассирийцы в Соединенных Штатах
МЮРРЕ-ВАН ДЕН БЕРГ, Х.
152 — 158
Сербская Православная Церковь
ВАН ДАРТЕЛ, Г.
159 — 172
Румыния
Мондель, Х.
173 — 178
Объявления
179 — 195
отзывы о книге