Journal of Eastern Christian Studies Том 53, выпуск 1-2

Периодическое издание Института восточных христианских исследований в Неймегене в сотрудничестве с Лувенским центром восточного христианства и Институтом раннехристианских и византийских исследований при Католическом университете Лёвен.
Журнал восточно-христианских исследований (JEastCS) — это рецензируемый журнал, в котором публикуются оригинальные исследования о традициях и современном положении восточно-христианских общин на Ближнем Востоке, в Центральной и Восточной Европе и на Балканах, а также в других местах, где восточные христиане жили и стали жить в прошлом и настоящем.
Журнал восточных христианских исследований реферируется и индексируется в базе данных религии ATLA; Индекс теологический; Elenchus Bibliographicus (Ephemerides Theologicae Lovanienses); Международная библиография периодической литературы по гуманитарным и социальным наукам / ИБЗ онлайн; ERIH PLUS (Европейский справочный индекс гуманитарных и социальных наук); перекрестная ссылка
Журнал восточно-христианских исследований является рецензируемым журналом.
Выходные данные
Volume: 53
Issue: 1-2
Date: 2001
Pages: 153
DOI: 10.2143/JECS.53.1.1050
ISSN : 1783-1555
E-ISSN : 1783-1520
CATEGORIES : Classical Studies, Oriental Studies, Patristics, Theology
Содержание
5 — 29
Священник Бога Всевышнего
Иконографические и иконологические аспекты встречи Авраама
ВАН ЛОН, Гертруда Дж.М.
В алтарной комнате трех коптских церквей, церкви Святого Макария в Дайр-Абу-Макаре (Вади-ан-Натрун), датируемой первой половиной или серединой двенадцатого века, старой церкви Дайр-Анба-Антуний (Красное море), датируемой с 1232-1233 гг. и церкви Богородицы в Дайр аль-Барамус (Вади ан-Натрун), датируемой, скорее всего, тринадцатым веком, можно найти настенную роспись с изображением встречи Авраама и Мелхиседека. Начиная с третьего века, отцы Церкви сравнивали хлеб и вино, предложенные Мелхиседеком Аврааму, с хлебом и вином Евхаристии. В то же время, на основании Псалма 109 (110): 4 и Евреям 7, Мелхиседек может рассматриваться как прообраз Христа. Иконология темы ясна. Иконография вызывает недоумение. Мелхиседек изображается не ветхозаветным священником или царем, по раннехристианскому и византийскому обычаю, а полуобнаженным отшельником, живущим в пещере. Он предлагает Аврааму чашу или – в Дайр аль-Барамус – из содержимого чаши с помощью ложки. Эта композиция типична для Египта и до сих пор не известно о ее существовании где-либо еще. По всей вероятности, источник этой сцены можно найти в легенде о Мелхиседеке, приписываемой Афанасию Александрийскому (PG 28:525-530) и в Palaea Historica. Версия этой истории также нашла отражение в коптских литургических молитвах. Что касается композиции, то сравнение с Причастием апостолов позволяет заключить, что центр последней сцены, Христос и апостол, причащающийся, послужили образцом для композиции Авраама и Мелхиседека. Хотя источники композиции установлены, вопросы вокруг сцены остаются. На один из них, почему приношение чаши изображено в Причастии Апостолов и в Сретении Авраама и Мелхиседека, решения пока не найдено.
31 — 67
Неортодоксальные аспекты православного искусства
Политические темы на русских и украинских иконах (После канонизации царя Николая II)
ВАН ДЕН БЕРКЕН, Уил
Хотя иконы призваны изображать божественное и святое, они часто использовались в церковно-политических и государственных идеологических целях. Византийские императоры и русские правители изображались на иконах и фресках от Константина Великого до Николая II. Богородица также изображалась в политическом контексте в русской иконографии, аналогично католическому украинскому и польскому националистическому использованию Марии. В статье анализируется политическое содержание двадцати пяти русских и украинских икон. Он выделяет четыре этапа в развитии политической иконографии: 1. Стихийное патриотическое благочестие в средние века; 2. Явная церковно-государственная философия в шестнадцатом и семнадцатом веках; 3. Националистические темы с восемнадцатого века до 1917 года; 4. Иконы царя Николая II после его канонизации в 1981 и 2000 годах. В статье раскрывается отличие наивной средневековой смеси религии и политики от нарочито идеологизированной окраски икон Николая II. Он показывает, как иконография последнего царя сопровождается идеологической агиографией в многочисленных брошюрах, которые не все имеют церковное одобрение, но тем не менее продаются в церковных киосках. Единственной настоящей святой из династии Романовых является Елизавета Федоровна, святость которой выходит даже за церковные рамки русского православия.
69 — 104
Армянская апостольская церковь в Советской Армении в первой половине ХХ века
ГАЗЕР, Хаджик Рафик
В первой половине ХХ века положение Армянской Апостольской церкви было печальным и исключительным. На территории Армении Армянская церковь подвергалась преследованиям вплоть до физического уничтожения двумя разными тоталитарными режимами. В Западной Армении и Киликии на турецкой территории Геноцид армян (1915-1920/21 гг.) привел к фатальным разрушениям. В Восточной Армении советизация (1920 г.) и сталинизация (1937-1939 гг.) уничтожили почти все приходы и монастыри. Армянской Апостольской церкви предстоит интенсивная дискуссия о собственной истории. Первым шагом вперед будет канонизация литургического поминания мучеников на службе Армянской Апостольской церкви.
105 — 123
Христиане и римская имперская политика
Изменение позиций христиан в третьем веке нашей эры.
ДЕ БЛУА, Лукас
В третьем веке нашей эры, особенно в охваченных войнами районах и особенно в годы кризиса (249-284 гг.), христиане были вовлечены в мирские дела, в сражения на границах Империи и в общественную жизнь, особенно в регионах, где христиане были многочисленны. Христианские писатели, такие как Ориген, по-прежнему придерживались традиционных взглядов и отчужденности, но их настигла повседневная практика. Со своей стороны, римские императоры многое узнали о христианских общинах, их лидерах и их собственности. Уже в 260 г. христиане Александрии в Египте встали на сторону императора Галлиена, прекратившего преследование христиан, против антихристианских претендентов на престол. Их епископ Дионисий, описывая победу этого императора, стал использовать терминологию, заимствованную им из формул имперской пропаганды и имперского культа. Таким образом, интеграция христиан в политическую жизнь Рима началась более чем за пятьдесят лет до того, как Константин Великий открыл первую христианскую эпоху в истории Римской империи.
125 — 142
Ответ Софье Сеник о национализме и прозелитизме среди греко-католиков в Украине
Взгляд стороннего наблюдателя изнутри
ГАЛАДЗА, Петр
Настоящая статья является ответом на статью профессора Софии Сеник «Жертва национализма: Украинская греко-католическая церковь своими словами», опубликованную в декабрьском номере журнала Het Christelijk Oosten за 1999 год. Автор переоценивает данные, приведенные в упомянутой статье, и дает взгляд изнутри.
143 — 148
Ответ на ответ
Несколько комментариев по поводу позиции Петра Галадзы
СЕНИК, Софья
Ответ на предыдущую статью в этом номере П. Галадзы.
149 — 150
Объявления
151 — 153
В память: проф. др. Д-р Юссиф Хабби (23 декабря 1937 — 15 октября 2000)
ВАН ВОССЕЛЬ, В.