Byzantion Том 82
Byzantion — международный рецензируемый журнал, основанный в 1924 году. он посвящен византийской культуре и охватывает литературу, историю и искусствоведение, включая смежные дисциплины. Каждый том содержит научные статьи, за которыми следует большой библиографический раздел. Byzantion вносит большой вклад в развитие византинистики.
Byzantion реферируется и индексируется в L’Année Philologique; Международная библиография периодической литературы по гуманитарным и социальным наукам / ИБЗ онлайн; Справочник периодических изданий MLA; лингвистическая библиография / лингвистическая библиография; Библиография по истории искусства; Исламский индекс; Философский индекс Дитриха; ERIH PLUS (Европейский справочный индекс гуманитарных и социальных наук); Скопус.
Byzantion — рецензируемый журнал.
Выходные данные
Volume: 82
Date: 2012
Pages: 545
DOI: 10.2143/BYZ.82.0.2174103
ISSN : 0378-2506
E-ISSN : 2294-6209
CATEGORIES : Classical Studies, Patristics, History of Art, Oriental Studies
Содержание
1 — 16
Модель Прокопия Газского из Экфрасиса Филагато да Черами в Палатинской капелле в Палермо
АМАТО, Эудженио
Статья вписывается в новое направление исследования классических моделей и источников «Гомилий Филагатоса Керами», с особым акцентом на анонимные цитаты и имитации софистических и риторических произведений Прокопия Газского. Одним из наиболее показательных примеров является описание Палатинской капеллы в Палермо (hom. 27 Rossi Taibbi), для которого Филагат, несомненно, имел в виду и адаптировал, помимо других работ, Descriptio horologii Прокопия. Вывод состоит в том, что в распоряжении Филагата была целая ныне утерянная рукопись с сочинением Прокопия.
17 — 55
Liber Graecus Государственного архива Венеции и венецианско-османская дипломатия на греческом языке между 15 и 16 веками
КАЛИЯ, Анна
Настоящая статья предлагает описание и анализ Liber Graecus, реестра рукописей из Государственного архива Венеции, содержащего копии и переводы документов, отправленных османскими султанами в Венецию между 1479 и 1504 годами. Почти все документы написаны на греческом языке, который до Во времена правления Баязида II османы использовали язык в дипломатических отношениях с западными державами. Благодаря Liber Graecus у нас есть не только подробный отчет о венецианско-османских отношениях на рубеже 16-го века, но и мы узнаем больше о деятельности венецианской канцелярии и роли, которую играли работавшие там греческие писцы.
57 — 78
Un trattato bizantino di omoplatoscopia (Atheniensis, Bibliotheca Nationalis 1493, ff.
КОНСТАНС, Сальваторе
В поздневизантийский период особое внимание уделялось различным видам предвидения будущего. Вот почему так много трактатов о гадании было переписано и передано нам, в том числе и справочники по гаданию по лопатке ягненка. Этот метод изначально восходит к зарубежной традиции. Мы представляем издание анонимного трактата в Ms. Atheniensis, Bibliotheca Nationalis 1493, которое приписывается турецкой мудрости. Впоследствии мы проводим сравнение с вкладом Пселла в омоплатомантию.
79 — 87
Прозаический пересказ Нонно ди Панополи в ms. Атус Дионисиу 326
Editio Princeps о чуде слепого (Ин. 9)
ФРАНЧИ, Роберта
Глава 9 Иоанна начинается с того, что Иисус проходит мимо слепого: «Проходя, Иисус увидел человека, слепого от рождения. И спросили его ученики его: «Равви, кто согрешил, этот человек или его родители, что он родился слепым?». Иисус ответил: «Не согрешил ни он, ни родители его, но чтобы на нем явились дела Божии»» (Ин. 9,1-4). Эта статья предлагает первое критическое издание рассказа Иоанна об Иисусе, исцеляющем слепого, содержащегося в ms. Atous Dionysiou 326. Исходным пунктом является не Евангелие от св. Иоанна, а Парафраз Евангелия от св. Иоанна от Нонна Панопольского. В самом деле, анонимный автор переписал изящной прозой Парафраз Евангелия от Иоанна из Нонна, где Евангелие от Иоанна предстает в новом свете, поскольку оно изложено в поэтическом стихе.
89 — 112
Заглавный вопрос в византийской литературе
Некоторые направления мысли вокруг термина ὑπόμνημα
ГРИБОМОН, Орели
В данной статье исследуется несколько вопросов, касающихся роли титулов в византийской литературе. Во-первых, возникают некоторые методологические вопросы относительно их авторитетности и авторства, а также определения предмета исследования. Во-вторых, обсуждается конкретный случай того, как антология IX/X веков использует заголовки (или нет) для идентификации произведений, из которых она цитируется. В более обширном третьем и последнем разделе прослеживается семантическая эволюция термина ὑπόμνημα, который использовался в совершенно разных значениях в греческой литературе.
113 — 164
Создание позднеантичного города
Константинополь и Малая Азия в период «Феодосийского Возрождения»
Джейкобс, Ине
Малая Азия стала свидетелем возрождения строительства и реконструкции в феодосийскую эпоху, особенно в последние двадцать лет 4-го и первые двадцать лет 5-го века нашей эры. Фактически в эти десятилетия возник типичный позднеантичный город с его внушительными крепостными стенами, разнородными уличными колоннадами и портиками агоры, монументальными церквями, заменившими более ранние храмы. Сопоставление материальных остатков с одновременными историческими, политическими, социальными и религиозными событиями и изменениями позволяет предположить, что эти урбанистические вмешательства были результатом несвязанных факторов, возникших всего за несколько десятилетий. Несмотря на отсутствие целенаправленной феодосийской политики обновления городов, забота о городском пейзаже и энергия, вложенная в него, действительно свидетельствуют о преемственности эстетических принципов и заботы о репрезентации не только в Константинополе, но и в провинциальных столицах и даже в небольших городах России. регион.
165 — 212
Красота в глазах Бога
Византийская эстетика и Василий Кесарийский
КАРАХАН, Анна
Квинтэссенцией византийской веры является двоякое отождествление Богочеловека. Тем не менее, образ Бога Иисуса Христа и трансцендентной Троицы является концепцией единого Бога. Неизбежно, я утверждаю, что византийская эстетика должна была признать Бога одновременно антропоморфным и божественным. Поскольку упущение божественности Бога подтверждало бы, что Бог делим. В соответствии с апофатической теологией, византийская эстетика использовала некатегоризации и неидентификации, то, что я называю метаобразами, для учения о божественности Бога и о том, что Бог есть. Поскольку «святой» равен правильному (ὀρθοδόξως) образу и правильному учению о Боге (θεολογία), все остальное было бы ересью. Желаемый эффект спасения сошёл бы на нет, если бы образ не совпадал с «правильным мнением» (ὀρθοδοξία). Созерцание и подражание, а также богообщение зависят от эстетики «правоверия» (ὀρθόδοξος). Бог есть Красота и Бог есть Истина, и наоборот. В контексте эстетики идея красоты относится к потенциальному импульсу к восстановлению естественного образа в верующем. Красота отождествляется с обожением (θέωσις), духовным познанием высшей красоты Бога. Красота относится не к тленному, а к нетленному, не к физической силе и бодрости, а к духовной силе, стремлению и чистоте. Эстетические подходы, помогающие верующим перейти от физического закона к божественному закону, от телесного обыденного к духовному знанию, хороши и прекрасны. Взаимодействие повествования, уплощенной телесности, перевернутых перспектив и метаобразов, таких как свет, сияние и узорчатые границы, идентифицирует двойственную реальность Бога и исторического события внутри и вне времени и пространства. Это взаимодействие Воплощения (человеческой видимости/страдания во плоти) и Благодати (божественной непостижимости) относится к Красоте Бога, предпосылке спасения человечества.
213 — 257
Последний римский император Топос в византийской апокалиптической традиции
КРАФТ, Андраш
Христианские апокалиптические настроения конца седьмого века породили Апокалипсис Псевдо-Мефодия, сирийское сочинение, предполагающее немедленное падение арабского владычества от рук последнего римского императора. Представление о последнем римском императоре, который, победив арабов, возвестит времена процветания, столкнется с эсхатологическими народами Севера и, в конце концов, отречется от престола перед Богом в конце времен, превратилось в апокалиптический мотив повсеместного влияния. Исходя из своей давней и обширной традиции, настоящая статья посвящена загробной жизни мотива псевдометодианского последнего римского императора в более ранней византийской апокалиптической традиции. Посредством концептуального сравнения я наношу на карту использование и адаптации этого литературного топоса, таким образом узнавая, как этот мотив был приспособлен к византийской аудитории и как он стал одним из самых выдающихся мотивов византийской апокалиптической мысли. Мой исходный материал включает оригинальный сирийский апокалипсис, два сирийских апокалипсиса, тесно связанных с ним, его первую греческую редакцию, пять апокалипсисов из группы «Видения Даниила» и апокалипсис Андреаса Салоса. Среди прочего, я заключаю, что эти апокалиптические тексты демонстрируют тенденцию дробить мотив последнего римского императора и отсрочивать окончательный конец света, продлевая эсхатологический упадок Римской империи.
259 — 277
Византийская индустрия прессования оливкового масла
Организация, технологии, ценовые стратегии
МАНИАТИС, Джордж С.
В этой статье рассматриваются организация, расположение, применяемые технологии и стратегии ценообразования, применяемые промышленностью по производству оливкового масла в Византии. Подробно анализируются методы и механические устройства, используемые в процессе очистки оливок, извлечения масла из мякоти и его очистки. Особое внимание уделяется проблемам и сопутствующим расчетам ценообразования, с которыми столкнулась индустрия маслобойных прессов как капиталоемкая, сезонная и связанная с топографией деятельность. В монополистических ситуациях ситуационная монополия маслобойщиков была номинальной, вынуждая их искать удовлетворительную, а не максимальную прибыль, хотя, вероятно, выше нормального уровня. В олигополистических ситуациях ограниченное число поставщиков услуг, взаимно признанная взаимозависимость, непредсказуемый результат конфронтационной тактики ценообразования и вытекающая из этого дорогостоящая беспощадная конкуренция, а также хрупкость и незаконность соглашений о сговоре, как правило, приводят к единообразным и довольно стабильным вознаграждениям, хотя и на уровнях, которые, возможно, позволяют получить некоторую сверхприбыль. Государство не вмешивалось в ценовую политику маслобойни, осознавая нецелесообразность такого вмешательства и предпочитая возложить эту задачу на действующие рыночные силы и ценовой механизм.
279 — 303
Кризис и богатство в византийской Италии
Libri Pontificales Рима и Равенны
НЕЙЛ, Бронвен
Используя Liber Pontificalis и Liber Pontificalis ecclesiae Ravennatis, официальные записи церквей Рима и Равенны, автор исследует свидетельства причастности епископов ко многим кризисам, обрушившимся на эти два важных города и на Византийскую Италию в целом в V и VI вв. веков. Исследуются шесть категорий кризиса. Путем сравнения двух источников Нил исследует определяющие различия между римским и равеннским подходами к управлению кризисами в византийской Италии.
305 — 322
Константинополь в 14 веке глазами Ибн Баттуты
ПУЭШ, Винсент
Марокканский путешественник Ибн Баттута, родившийся в 1304 году, записал в своем рассказе о путешествиях, известном как Рихла, многочисленные сведения о Константинополе. Поздний характер автора, жившего в то время, когда Византия должна была прийти в упадок, привела к тому, что его вклад долгое время оставался без внимания. Кроме того, хронологическая неправдоподобность и предрассудки мусульманина по отношению к христианскому городу иногда заставляли думать, что это описание не было основано на реальном пребывании. Однако сопоставление текста с византийскими источниками позволяет аккредитовать некоторые данные путешественника о топографии и быте. Более того, включение некоторых конкретных обозначений в заслуживающие доверия отрывки делает Ибн Баттуту ценным новым источником по некоторым вопросам. Таким образом, получается, что путешественник действительно отправился в Константинополь. Факт остается фактом: его взгляд отмечен культурой мусульманского ученого. Поэтому важно определить, чем его видение обязано осуждению религии Книги и традиции арабской географии, распространенной в византийском мире. Мы, наконец, приходим к мысли, что описание Константинополя у Ибн Баттуты происходит из двойного жанра, из двух жил, скорее сопоставленных, чем смешанных: с одной стороны, свидетельство, сообщающее об объективных элементах, и, с другой стороны, субъективный взгляд, навязывающий сетка чтения этих элементов.
323 — 346
Кристоф Буондельмонти, старейшина собора Родоса (1430 г.)
РОДЖЕР, Жан-Марк
Христофор (Кристофоро) Буондельмонти, знаменитый «путешественник, географ, картограф», священник Флоренции, последние годы своей жизни провел на Родосе, где в 1430 г. служил настоятелем соборного капитула. посвященный ему в последние годы. Затем в нем говорится многое из того, что известно о Латинской церкви Родоса, в частности о ее кафедральном соборе, в первые годы пятнадцатого века. Наконец, здесь представлены два акта 1430 г. о Буондельмонти, декане этой главы.
347 — 396
Новый взгляд на картины нартекса в Лесново
ШИМЕНЦ, Гюнтер П.
Росписи нартекса Лесново, выполненные через три года после коронации Стефана Душана как царя и через несколько месяцев после выхода его свода законов, интерпретируются как изображение достижений и политических целей Душана. Став сюзереном греков, он нуждался в новом титуле взамен своего сербского титула крал. Поскольку царь Давид и Моисей были самыми выдающимися лидерами Старого избранного народа Божия, Душан хотел быть Новым Давидом и Новым Моисеем – лидером Нового избранного Богом народа, православных христиан. Царь Давид послужил прообразом для его нового титула царя, а Моисей-законодатель — прообразом Душана-законодателя. В сцене из псалмов αἶνοι Моисей по прозвищу Душан изображен обращающимся к избранному народу.
397 — 414
Пропущенная речь Деметриоса Мосхоса
СТЕФЕК, Рудольф С.
Статья предлагает критическое издание ранее неизвестной речи, написанной Деметриосом Мосхосом († после 1519 г.), плодовитым греческим писцом эпохи Возрождения, переданной в двух рукописях без автографов, каждая из которых предлагает другую версию текста. Речь адресована анонимному греческому ученику Деметриоса Мосха и предлагает интересное представление о восприятии итальянского Возрождения учеными греческими эмигрантами в Италии.
415 — 422
Τρίβολος
Византийская мина
ЦУРЦУМИЯ, Мамука
В оружейном фонде Национального музея Грузии хранится устройство с четырьмя точками, которое, несмотря на свои небольшие размеры, сыграло довольно большую роль в классическом и средневековом военном деле. Железный предмет, называемый триболом, выполнен искусно, в виде четырех спаянных наконечников стрел. Триболо состояло из четырех острых концов одинаковой длины, одно из которых всегда выступало вверх, как бы оно ни падало на землю, создавая опасность для людей и животных. Калтропы были своего рода «миной» древнего мира. Калтропы впервые упоминаются в классический период. Тем не менее, в настоящее боевое оружие они превратились лишь в византийские времена. Заметно их систематическое и широкое использование византийцами. Калтропы играли важную роль в византийских войнах. Со своей стороны, найденный в Лечхуми кальтроп дает основания предположить, что этот образец византийского вооружения был известен в Грузии и, возможно, активно использовался в бою.
423 — 435
Le Vaticanus, Reginensis gr. 48
Откройте для себя неизвестные сокровища
ВАНДЕКАСТИЛ, Максим, ВАН ДЕУН, Питер
В этой статье вы найдете подробное описание Ватикана, Reginensis gr. 48 (кажется, XIV века), а также полный текст некоторых памфлетов, цитируемых в этом важном свидетельстве и до сих пор оставшихся неизвестными.
437 — 450
Иоанн Антиохийский, надутый и сдутый
Или: как (не) собирать фрагменты ранневизантийских историков
ВАН НЮФФЕЛЕН, Питер
В связи с недавней публикацией двух противоречащих друг другу изданий Иоанна Антиохийского в этой статье поднимаются два методологических вопроса. Во-первых, указывается, что оба издания неудовлетворительны, поскольку в них не применяется методология, опробованная и испытанная Ф. Якоби в его «Фрагменте древнего историка». Не делается никакого различия между сбором фрагментов и реконструкцией произведения, а минимальная установка фрагментов не представлена читателю в ясной и недвусмысленной форме. Во-вторых, в документе предполагается, что дискуссия испорчена отсутствием отражения основных понятий, с помощью которых проводится исследование. В частности, ставится вопрос, возможно ли во всех случаях идентифицировать исходный текст как сочиненный его автором, и предполагается, что концепция «живого текста», указывающая на то, что текст может быть адаптирован и изменен последовательными читателями и переписчиков, следует распространить и на ранневизантийскую историографию. Другими словами, поиски «подлинного» Иоанна Антиохийского могут быть в конечном счете обречены на провал.
451 — 463
В неподвижной точке вращающегося мира
Уединение и аскетизм в житии святой Макрины Григория Нисского
ВАСИЛЕЙУ, Фотис
В данной статье рассматривается подвижническая личность Макрины и намерения Григория Нисского при написании Жития его сестры. Сложный профиль Макрины строится на основе двух идентичностей: публичной, отображающей консервативную жизнь послушной дочери и/или горюющей жены, и тайной, позволяющей ей вести жизнь девственницы, бросающей вызов и пересмотрела традиционную роль женщины в позднеантичной семье. Эта скрытность, хотя и приписываемая не одной Макрине, а почти каждому персонажу Жития, является одним из ключевых паттернов Григория. Как утверждалось, это был его способ создать образец аскетизма, параллельный тому, что развит в Житии Антония, но который вместо этого был бы доступен для мирян и не противоречил бы прямо идеалам и нормам греко-римского города.
465 — 492
Ирония и насмешка в Алексиасе Анне Коменес
Григорий VII и споры об инвеститурах
ВУЧЕТИЧ, Мартин Марко
Эпизод спора об инвеституре в « Алексиасе Анне Комненес» удивительно подробен. Помимо полемики вокруг симонии, вопрос о правовом или Обсуждается несправедливость понтификата Григория VII, а также возвышение Рудольфа фон Рейнфельдена против короля, битва при Белом Эльстере, смерть антикороля и союз между Григорием VII и Робертом Гвискаром. Норманнский герцог является связующим звеном автора с событиями спора об инвеституре, поэтому этот западный конфликт имеет к ней отношение. Однако в отчет Анны Комниной попадает и особый материал, события, которые не согласуются с западными источниками. Значительная часть этого особого имущества направлена, в частности, против Григория VII, например, его жестокое обращение с посланниками Генриха IV, а также предполагаемое участие папы в битве при Белом Эльстере. Эта антипапская тенденция доминирует во всем эпизоде. Не в последнюю очередь это становится ясно из того, как Анна Комнина изображает встречу Григория VII и Роберта Гвискара. Она задумала встречу как встречу правителей и, таким образом, подвергла резкой критике Папу Григория VII, который, соответственно, вел себя как светский правитель. Автор использует стилистические средства иронии и насмешки, чтобы представить Грегора в негативном свете. Она представляет Грегора как изобретателя бесчеловечных наказаний, как высокомерного варвара, как правителя и полководца, но никогда как священнослужителя, доказавшего, что он достоин своей должности. Тот факт, что Григорий VII никогда не упоминается по имени, а только анонимно упоминается как «Папа», — это больше, чем «damnatio memoriae». Анонимизируя Григория, критика Алексия не ограничивается отдельным «Грегором VII», а, наоборот, распространяется на институциональный уровень папства. Порочность и злоба Григория VII, то есть папства в целом, усиливается в Алексии, если противопоставить его поведение поведению Константинопольского патриарха. Сравнение поведения «римского патриарха», описанного в Алексии, с поведением «константинопольца», переживаемого ежедневно, было навязано (византийскому) получателю Алексия, так что поведение папы должно было показаться как ὕβρις.
493 — 522
Вычислить рандус
523 — 539
Уведомления библиографические
541 — 545
Работы, поступившие в редакцию с 1 июля 2011 г. по 30 июня 2012 г.