Vigiliae Christianae Том 68, выпуск 2

Обзор ранней христианской жизни и языка.
Vigiliae Christianae содержит статьи и краткие заметки исторического, культурологического, лингвистического или филологического характера о раннехристианской литературе, написанной после Нового Завета, а также о христианской эпиграфике и археологии. Церковная и догматическая история рассматриваются в связи с социальной историей; Византийская и средневековая литература рассматриваются постольку, поскольку они демонстрируют преемственность с раннехристианским периодом.

● Ведущий журнал в своей области.
● Обширный раздел обзора книг с критическим анализом других изданий, связанных с этой областью.

Выходные данные

Volume: 68
Issue: 2
Date: 2014
Pages: 241
ISSN: 0042-6032
E-ISSN: 1570-0720
Subjects: Early Church & Patristics, Biblical Studies, Church History, History, Ancient History, Classical Studies, Religion in Antiquity, Religious Studies, Biblical, Theology, Theology and World Christianity

Содержание

119–154
Сотериологическая модель и история валентинианской доктрины. Критическая оценка тезиса Эйнара Томассена
Гелу Сабау
Данная статья представляет собой критическую оценку тезиса Эйнара Томассена, согласно которому валентинианское учение эволюционирует от восточной к западной школе. Э. Томассен начинает свою классификацию с классического разделения валентинизма на две школы – восточную и западную – и прослеживает эволюцию валентинианского учения, опираясь на дошедшие до нас исторические свидетельства, а также на внутреннюю логику эволюции христологического учения от одной духовной природы Спасителя к его двойной природе (духовной и психической). В этой статье я попытался подвергнуть сомнению тезис Э. Томассена о двух христологической и сотериологической моделях посредством сравнительного анализа прямых и косвенных источников. Я пытался показать, что такую точку зрения на эволюцию валентинианского учения трудно поддерживать, если мы хотим отказаться от предположений ересиологов (особенно Иринея Лионского) о валентинизме.

155–177
О петухах и повторении: Ambrose’s Aeterne rerum conditor
Карл П.Е. Спрингер
В этой статье исследуется использование Амвросием repetitio в его утреннем гимне Aeterne rerum conditor. Отчасти благодаря давней традиции критики, которая сосредоточивалась в первую очередь на неприкрашенной «простоте» амброзианского гимна, относительно мало внимания уделялось искусному использованию поэтом риторических фигур. В Aeterne rerum conditor изображен петух, чей повторяющийся крик воспроизводится в третьей и четвертой строфах гимна в виде поразительной фигуры, которая при внимательном чтении оказывается неразрывно связанной со смыслом и посланием стихотворения.

178–191
Забота или молитва? Пересмотр диалога Иустина Мученика с Трифоном 1.4
Дилан М. Бернс
Юстин Мученик сообщает (и отвергает) любопытный аргумент, согласно которому практика молитвы несовместима с провиденциальной заботой Бога об отдельных существах. Пепен продемонстрировал, что тот же аргумент, вероятно, среднеплатонического происхождения, сохранился у Максима Тирского. Более пристальный взгляд показывает его неоднозначную позицию по отношению к стоицизму, с которым он может иметь некоторое сходство (в использовании Максимуса), но также может быть целью (в использовании, известном Джастину); проблема в том, что у нас мало данных о стоической молитве. Однако подход ранних христианских философов к молитве показывает глубокую обязанность стоическим идеям о провидении и свободе в попытке теоретизировать и защитить традиционную христианскую практику. Таким образом, даже этот краткий обзор раннехристианского материала не только раскрывает стоический оттенок зарождающейся христианской философии, но и то, что стоа, вероятно, имели схожие с христианскими мыслителями представления о созвучии провидения и молитвы.

192–205
Кресты Максенция: CIL VIII, 18261 г.
Джон Грейнджер Кук
Надпись из Нумидии может служить доказательством споров о Константине и прекращении распятия на западе. Текст, вероятно, на основании статуи, был адресован некоему Константину, который, должно быть, был императором этого имени. Он хвалит его за то, что он отложил в сторону «кресты и жестокие войны тирана», намекая, казалось бы, на подавление Максенцием мятежа узурпатора Александра. В этом расследовании утверждается, что «кресты» относятся к наказанию в виде распятия и что текст надписи может быть истолкован как свидетельство того, что Константин и Максенций применяли это наказание по-разному.

206–225
Пересмотр происхождения и роли поддерживающих ангелов в Евангелии от Петра (10:39б)1
Пабло М. Эдо
Одной из поразительных особенностей Евангелия от Петра является присутствие в повествовании о Воскресении двух небесных существ, которые выходят из гробницы Иисуса, поддерживая между собой третьего персонажа. Предыдущие попытки объяснить происхождение этой сцены были самыми разнообразными: вдохновение в библейских источниках, собственное творчество автора, доканонический источник синоптического типа и т. д. После литературного анализа отрывка в статье рассматриваются наиболее близкие потенциальные канонические источники. и внеканонические параллели для этой сцены, особенно в межзаветной литературе. Анализ этих примеров помогает прояснить происхождение и специфическую роль второстепенных персонажей.

227–228
Рецензия на книгу: Словарь древних философов, написанный Ричардом Гуле
Дэвид Т. Руниа

229-232
Рецензии на книгу: Гнозис и иудаизм. Ветхий Завет и еврейские мотивы в гностической литературе и проблема происхождения гнозиса, написанная Яаном Лаэ
Рулоф ван ден Брук

233–234
Рецензия на книгу: Палладий из Еленополиса: защитник оригенистов, написанный Деметриосом С. Катосом
Закари Л. Костопулос

235–241
Книги получены
Йоханнес ван Оорт

Наверх