Journal of Eastern Christian Studies Том 69, выпуск 1-4

Периодическое издание Института восточных христианских исследований в Неймегене в сотрудничестве с Лувенским центром восточного христианства и Институтом раннехристианских и византийских исследований при Католическом университете Лёвен.
Журнал восточно-христианских исследований (JEastCS) — это рецензируемый журнал, в котором публикуются оригинальные исследования о традициях и современном положении восточно-христианских общин на Ближнем Востоке, в Центральной и Восточной Европе и на Балканах, а также в других местах, где восточные христиане жили и стали жить в прошлом и настоящем.
Журнал восточных христианских исследований реферируется и индексируется в базе данных религии ATLA; Индекс теологический; Elenchus Bibliographicus (Ephemerides Theologicae Lovanienses); Международная библиография периодической литературы по гуманитарным и социальным наукам / ИБЗ онлайн; ERIH PLUS (Европейский справочный индекс гуманитарных и социальных наук); перекрестная ссылка
Журнал восточно-христианских исследований является рецензируемым журналом.
Выходные данные
Volume: 69
Issue: 1-4
Date: 2017
Pages: 393
DOI: 10.2143/JECS.69.1.3214966
ISSN : 1783-1555
E-ISSN : 1783-1520
CATEGORIES : Classical Studies, Oriental Studies, Patristics, Theology
Содержание
3 — 7
Введение
КАТТАН, Ассаад Элиас, ПРЕДА, Раду
Часть I: Конкретные подходы
11 — 24
Эпистемологические контуры неопатристического богословия Флоровского
ГАВРИЛЮК, Пол Л.
В этой статье исследуются эпистемологические идеи, разбросанные по значительному научному корпусу Жоржа Флоровского (1893–1979). Автор систематизирует изложение Флоровским богословских норм и источников, включая божественное откровение, церковный опыт, Писание и предание. Он отмечает, что эпистемологические размышления Флоровского во многом стимулировались Алексеем Хомяковым (1804–1860), и предполагает, что описание религиозного знания Флоровским было формой социальной эпистемологии, которую можно было бы описать как церковную эпистемологию католической трансформации. Будучи недоразвитым, это гносеологическое видение составляет основу неопатристического синтеза Флоровского.
25 — 50
«Разум отцов» Флоровского и неопатристический синтез Думитру Станилоэ
БЕРГЕР, Калиник
Задача православного богословия состоит в том, чтобы усвоить святоотеческое знание и применить его живым и преобразующим образом к экзистенциальному состоянию современного мира. Однако вопрос о том, какие принципы следует применять, во многом остается без ответа в современном православном богословии. Автор пытается ответить на этот вопрос, обращаясь к работе отца Думитру Станилоэ (1903-1993) в качестве парадигмы.
51 — 67
Герменевтическая и экзистенциальная контекстуальность православного богословия личности
ПАПАНИКОЛАУ, Аристотель
Богословие личности в современном православном богословии является примером контекстуального богословия, поскольку оно развивает традицию размышлений о богочеловеческом общении в восточном христианстве, одновременно поглощая современные модели мышления, стремясь ответить на вызовы момента. В данной статье делается попытка развить это православное богословие личности, связав его с пониманием преподобным Максимом Исповедником добродетели как обучения тому, как любить. Актуальность этого богословия личности демонстрируется по отношению к этике войны.
69 — 78
Крест как «ислам»
Подход Гёргеса Ходра к исламу как парадигме контекстуальной теологии
КАТТАН, Ассаад Элиас
Среди разнообразных богословских тем, затронутых Жоржем Ходром (род. в 1923 г.), нынешним греческим православным митрополитом Горного Ливана и одним из самых влиятельных христианских богословов в арабском мире, ислам занимает привилегированное место. Подход Ходра к этой религии, с которой христиане Ближнего Востока столкнулись с VII века, не только свидетельствует о богословских новшествах, но и раскрывает тесную связь между «хорошей» теологией и контекстом. В настоящей статье исследуются основные особенности этого подхода с упором на его контекстуальное измерение. Особое внимание уделяется пониманию Ходром распятого Иисуса как реализации самой природы ислама.
79 — 123
Богословие и литература
Дело Николае Штейнхардт
КАЛАИТЗИДИС, Пантелис
В нашем быстро меняющемся постэллинистическом и постхристианском мире, в котором посредническая роль онтологии стала далеко не очевидной, вопрос о том, какая дисциплина может взять на себя роль посредничества между теологией и светской мыслью, стал решающим. Настоящая статья, взяв за отправную точку работу румынского писателя и монаха Николая Штейнхардта (1912–1989), предполагает, что современная литература хорошо подготовлена для этой роли. Выступая за нетеологическое понимание универсальности, литература, скорее всего, снабдит теологию контекстуальными схемами, которые могут помочь последней передать свое послание в постмодернистский мир и, таким образом, перестать обращаться к текущим проблемам, используя устаревший и самореферентный язык.
125 — 136
Роль церкви в финансовых кризисах
Окончательный разрыв с идеей симфонии
ХЬЕЛЬМ, Михаэль
Современность привела к усилению рационализации общества, оказывающей сильное давление на ответственных акторов с повышенным риском инакомыслия. Это, в свою очередь, увеличивает потребность в устоявшихся подсистемах, которые регулируются управляющими средствами, такими как деньги и власть. Если подсистемы нужны в глобализованном мире, они должны идти рука об руку с повышенной способностью к рационализации, чтобы сохранить личную ответственность. Рационализация в современном мире требует разграничения между объективными фактами, социальным консенсусом или соглашениями и субъективными обязательствами. Однако кажется, что церковь принадлежит досовременному миру с упором на целостные мировоззрения, что прямо противоположно рационализации как дифференциации. Принимая это понимание рационализации за основу, в этой статье утверждается, что нынешний экономический кризис в Юго-Восточной Европе имеет культурные и церковные корни, которые бросают вызов самопониманию церкви и ее практике по отношению к обществу.
137 — 164
Православное христианство и социальные науки
Преодоление старых сложностей и попытка продуктивного взаимодействия
МАКРИДЕС, Василиос Н.
Каковы отношения между православным богословием и общественными науками? Может ли православное богословие извлечь из этого пользу? Сначала может показаться, что на этот вопрос легко ответить. Церковь всегда так или иначе занималась социальными вопросами. С другой стороны, можно отметить некоторые различия между православным Востоком и латинским Западом в решении социальных вопросов, особенно в новое время. В статье рассматривается этот широкий вопрос, принимая во внимание конкретный православный случай. В нем исследуются пути, с помощью которых православное богословие может начать плодотворный диалог с современными социальными науками, а также обсуждаются некоторые предостережения, которые православные должны иметь в виду.
Часть II: Перспективы
167 — 180
Богословие с человеческим лицом
ЙОВИЧ, Растко
Эта статья начинается с того факта, что каждое богословие контекстуально и что даже пассивные виды богословия получают информацию из контекста. Таким образом, речь идет скорее о творчестве, чем о контекстуальности. Не скатилось ли православное богословие к «докетизму», некритически игнорируя историю, убегая от настоящего и становясь неуместным для общества? Призывая к богословию с человеческим лицом, автор обсуждает доверие к церкви, подчеркивая, что ее послание зависит от ее способности освободиться от структур, которые больше отражают феодальные общества, чем Царство Божье.
181 — 221
Категория опыта
Православное богословие и современная философия
ГШВАНДТНЕР, Кристина М.
В этой статье утверждается, что философия выполняет важную функцию в православной традиции и может позволить современному православному богословию иметь дело с контекстом постмодернистского мира, в котором мы находимся сегодня. В статье предполагается, что современная французская философия, особенно герменевтика и феноменология, предоставляет важные инструменты для богословского мышления, и показано, как они могут быть продуктивно использованы сегодня православной мыслью.
223 — 247
«Давайте упражняться в области Священного Писания»
Переписка между Иеронимом и Августином для понимания современных проблем ортодоксальной библейской науки
ФОТОПУЛОС, Джон
Часто спорная междугородняя переписка между Августином Гиппопотамом и Иеронимом Стридонским в течение двадцати пяти лет в конце 4-го и начале 5-го веков нашей эры поднимает множество интересных вопросов для рассмотрения теми, кто занимается ортодоксальной библейской наукой (т. е. теми, кто «упражнение в области Писания»). Понимание вопросов, связанных с текстом Писания/текстовой критикой, библейским переводом, экзегезой и герменевтикой, можно получить, изучая переписку Августина и Иеронима. Эти идеи особенно актуальны, потому что многие в современном православном христианстве утверждают, что научные методы и открытия православных богословов и библеистов должны основываться на трудах предыдущих Отцов Церкви. Работа Августина и Иеронима над Священным Писанием обнаруживает много общего с методами современной библеистики.
249 — 280
Диалектика логоса, способа и конца у св. Максима Исповедника в постмодернистском контексте
Его важность для теологической оценки расы и национализма
СКЛИРИС, Дионисий
В данной статье исследуется важная черта мысли Максима Исповедника (ок. 580–662), а именно диалектика между терминами логос (причина), тропос (способ) и телос (конец), которые могут быть повторно актуализированы как своеобразная теология диалога. Автор предполагает, что эта теология, вероятно, вступит в конструктивный диалог с постмодерном в целом и с постгегелевской диалектической философией, лакановским и постлакановским психоанализом и феноменологией в частности. Предлагается применить этот диалогический подход к проблеме расы и нации.
281 — 306
Евхаристическое богословие в контексте?
ВАСИЛИАДИС, Петрос
В этой статье делается попытка сделать евхаристическое богословие релевантным постпатристическому современному миру и ответить на вопрос о легитимности автономного православного богословия в нашу современную и постмодернистскую эпохи, внимательно рассматривая: (1) глубокий смысл традиция, (2) новая методология контекстуальности и (3) евхаристическая экклезиология.
307 — 321
Контекстуальность и святые каноны в Церкви
ПАПАТОМАС, Григориос Д.
В настоящей статье различаются две черты: истина и контекстуальность, проявляющиеся через три аспекта внутри Церкви: тексты (литургический, библейский, святоотеческий, синодический и канонический), событие-икона (иконы и «сама Церковь как икона»), и особые церковные реалии. Икона воскресения могла бы быть образцом-моделью диалектического отношения между исторической контекстуальностью и эсхатологической истиной. Церковные каноны и каноническая традиция Церкви непосредственно затрагиваются вопросом контекстуальности. Чтобы показать силу диахроничности канонов, в настоящей статье предлагается рассмотрение случая 39-го правила Пятишестого Вселенского Собора (691 г.).
323 — 332
Эсхатологическое тело
Конструирование христианской православной антропологии за пределами сексуальной идеологии
АТАНАСОПУЛУ-КИПРИОУ, Спиридула
Как может православный богословский дискурс ответить на современные вызовы половых различий и натурализованной и обязательной гетеросексуальности, не регрессируя к гендерному эссенциализму, сексизму и патриархальной гомофобии? Вместо того чтобы оспаривать предположение о том, что православие как культурный продукт является сексистским и гомофобным, в данной статье исследуются освободительные ресурсы восточно-православной традиции и утверждается, что она может способствовать как духовным устремлениям тех, кто подвергается дискриминации по признаку сексуальности, так и Что касается современного дискурса о сексуальности.
333 — 356
Православие и современное искусство
(Не)естественный союз?
ДЖАЛЬТО, Давор
Уже было замечено, что религия занимает «странное место» в современном искусстве. То же самое можно сказать и о месте современного искусства в религии, особенно в православном богословии. Основная цель этой статьи: 1) выяснить, почему современное/современное искусство и религия пошли разными путями, и 2) исследовать, могут ли православное богословие и современное/современное искусство учиться друг у друга и каким образом. В статье предлагается анализ пары понятий, являющихся базовыми как для православного богословия (особенно православной антропологии), так и для некоторых основных проявлений современного искусства, таких как творение/творчество, свобода и коммунитарное измерение человека ( художественный) опыт и существование.
357 — 372
Истина в земных сосудах
Католические размышления о контекстуализации
ГАБРИЭЛЬ, Ингеборг
В статье делается попытка показать, что контекстуальность и контекстуализация являются центральными темами христианского богословия. Начинается она с общефилософских размышлений на основе Г.-Г. Герменевтика Гадамера. Затем показано их теологическое значение, которое в католическом богословии рассматривалось главным образом под заголовком инкультурация и, таким образом, было связано с вопросами христианской миссии и культурного плюрализма. Затем следует обзор трех фаз контекстуализации на Западе (Святой Павел, Средневековье; II Ватикан). Заключительные замечания отражают теологическую задачу контекстуализации христианской веры в глобализованном мире.
Отзывы о книге
373 — 391
Отзывы о книге
393 — 393
Список книг 2017