Адриан. «Введение в Священное Писание»

Время богословской активности монаха Адриана приходится на нач. V в. Он принадлежит к числу тех древнецерковных писателей, о которых до нашего времени сохранилось весьма мало сведений. Его единственная, дошедшая до нашего времени, работа — это «Введение в Божественное Писание». Трактат написан на греческом языке, который сохранился в двух редакциях. Центральная тема «Введения» — добавленные стилистические особенности Септуагинты. В первом разделе Адриан перечисляет антропоморфные способы изображения Бога в Писании (в частности, в Псалмах), а затем объясняет, как следует понимать такие выражения. Второй раздел, посвященный дикции, выявляет специфические употребления слов, предлагает лексикографический анализ семантически богатых терминов и обсуждает несколько мест. Третий раздел, посвященный расположению слов, содержит краткий список фигур речи. Трактат завершается серией приложений: каталог из двадцати двух троп, определенных и проиллюстрированных на основе Священного Писания, двойная классификация Писания на пророческую и повествовательную литературу, расширенный экскурс о том, как учителя должны обучать начинающих толковать Священное Писание, и наконец, еще одно разделение Священного Писания на прозу и поэзию.

Введение содержит поразительное вербальное и тематическое сходство с экзегетическими сочинениями Феодора Мопсуэстийского (ок. 350−428). Этот трактат также занимает уникальное место в антиохийской научной школы: это единственное сохранившееся руководство по толкованию Священного Писания, составленное ведущими представителями этой традиции в четвертом и пятом веках, в котором так же кратко кодифицируются многие из руководящих принципов для толкования. В этом томе предлагается первое критическое издание «Введение в Божественное Писание» (две его сохранившиеся редакции и фрагменты экзегетических катен); первый английский перевод трактата, также изобильно аннотирован с пояснительными комментариями; предварительное исследование, которое направляет читателей на ряд важных особенностей работы монаха Адриана.

Рецензии


Рецензия JEH / «Чтение религии»

Наверх