Анналы истории экзегезы 37/1 (2020)

Annals of History of Exegesis (ASE) — это неполный журнал, посвященный истории христианства и толкованию Библии, с редакционными советами в Европе и Северной Америке. С момента своего основания в 1984 году журнал зарекомендовал себя в качестве ориентира для религиоведения, отражая широкий спектр подходов и точек зрения.

Выходные данные

.

Содержание

История восприятия книги Ионы в христианской литературе

Ненад Божович, Тобиас Никлас, Владан Таталович,
Предисловие …………………………………………. ……………………………. 9

Мануэль Фогель, Сын человеческий и Иона. Экзегетические и богословские наблюдения к Мф. 12, 28-42 / Лк. 11, 29-32 ………………………………. 13
В данной статье высказывание о «знамении Ионы» сначала подвергается тщательному экзегетическому анализу с точки зрения его положения в непосредственном литературном контексте, а также в макроконтексте соответствующего Евангелия. На втором этапе фигура ветхозаветного пророка Ионы как проповедника обреченности и покаяния соотносится с раннехристианскими представлениями о Страшном Суде на примере будущего Израиля.
Ключевые слова: Иона, Израиль, Страшный суд, Сын Человеческий.

Катерина Браехт, Восприятие книги Ионы блж. Иеронимом Стридонским: Комментарий на книгу Ионы как гетерономный текст…………………………………………………….. 29
Латинский комментарий на книгу Ионы Иеронима Стридонского (396 г. н. э.), наряду с греческим комментарием Феодора Мопсуестийского, является самым ранним сохранившимся комментарием, который полностью комментирует всю Книгу Ионы. Он следует библейскому тексту без пропусков от первого до последнего стиха. В этом отношении это пример позднеантичного христианского «гетерономного текста». В статье рассматриваются краеугольные камни трехсторонних отношений «библейский текст-читатели-комментарий», в рамках которых Иероним действует и общается. Библейская книга Ионы является предлогом, для которого Комментарий Иеронима образует гетерономный мета- или паратекст; сообщество читателей комментария соотносится с современниками библейской книги Ионы. Сам Иероним воспринимается в этой статье как автономный автор, который в своем понимании, зависящем от работы Святого Духа, сознательно разрабатывает стратегии, с помощью которых он может сделать каноническую Книгу Ионы понятной для современных читателей.
Ключевые слова: Иероним Стридонский, История восприятия, Книга Ионы, Типологическая экзегеза, Историческая экзегеза.

Боско Эрик, Пророк Иона и ниневитяне в Мидраше о девственности Ефрема Сирина……………………………………… 53
В Мидраше о девственности 42-50 прп. Ефрем использует Книгу Ионы как инструмент для обучения и донесения спасительных истин до слушателей, в то время как способ исполнения мидраша позволяет его адресатам и исполнителям (через символы) участвовать в событиях, связанных с Ионой, оживляя их. В мидраше прп. Ефрем соединяет вещи и события, которые хронологически далеки, пишет диалоги и речи, которые больше нигде не встречаются, обращается непосредственно к Ионе и задает ему вопросы. В статье предпринята попытка перевести мысли прп. Ефрема в «современный способ общения».
Ключевые слова: История восприятия, Книга Ионы, Ефрем Сирин, Библейское толкование, Библейское богословие.

Родолюб Кубат, Восприятие Книги Ионы в толковании Феодора Мопсуестийского……………………… 73
Первый комментарий к Книге Ионы, сохранившийся полностью, был составлен Феодором Мопсуестийским (350-428). Как типичный представитель антиохийской традиции, Феодор настаивал на историческом смысле текста. Реконструкция контекста на основе текста является ключевой характеристикой толкования Феодора. Почти в духе Канта Феодор рационально ограничивает возможности человеческого познания. Своей экзегезой он достигает предела, которого может достичь человеческий разум. Анализ текста заканчивается там, где прекращается сила рассуждения, но это открывает новую перспективу – экзистенциальное пространство для веры.
Ключевые слова: История восприятия, Книга Ионы, Феодор Мопсуестийский, Человеческое познание, Библейское богословие.

Драган Радич, Восприятие Книги Ионы Феодоритом Киррским…………………………………………………… 89
Восприятие Книги Ионы Феодоритом Кирским было в первую очередь обусловлено общим контекстом собственной жизни Феодорита. Он адресовал комментарий своим современникам, желая помочь им бороться с предрассудками и религиозной ограниченностью. Книга Ионы является для Феодорита прекрасным примером того, как Божья милость не может и не должна быть приватизирована для одного человека, поскольку Бог – это Тот, Кто определяет план и способ своих действий в мире.
Ключевые слова: История восприятия, Книга Ионы, Феодорит Киррский, Толкование Библии, Библейское богословие.

Ивайло Найденов, Иона в православном богослужении……….. 101
В православной традиции все библейские пророки без исключения признаются святыми, и для каждого из них также назначен особый день памяти. Для пророка Ионы эта дата – 22 сентября. Однако, согласно ограниченным свидетельствам, представленным литургическими текстами и молитвами, посвященными Пророку, для него не существует полного литургического служения («akolouthia»).
Ключевые слова: История восприятия, Книга Ионы, Православное богослужение, Молитва, Библейское богословие.

Ева-Мария Гуммельт, История восприятия и ее ценность: немецкий лютеранский взгляд…………………………………………. 109
В статье исследуется вопрос об актуальности истории восприятия для современной протестантской экзегезы, в соответствии с которой история восприятия определяется как письменное экзегетическое исследование библейских текстов. В связи с растущим упоминанием истории восприятия в протестантской экзегезе задаются вопросы о совместимости истории рецепции с sola Scriptura, как она представлена в «Assertio» Мартина Лютера. В статье предлагается подход к письменному толкованию, проверенному на библейском тексте. Этот подход к истории рецепции с протестантской точки зрения затем иллюстрируется с использованием образцовых интерпретаций Мф. 8, 23-27 и представлен в качестве основы для дальнейшей экуменической перспективы. Поскольку статья основана на работах Ульриха Луца, она также написана в его честь.
Ключевые слова: История восприятия, Wirkungsgeschichte, Мартин Лютер, Ульрих Луц, Мф. 8, 23-27.

Космин Прикоп, Восприятие Библии сквозь литургические тексты: на примере православного последования венчания…………. 121
Наиболее важным аспектом в восприятии библейских повествований в литургических текстах является расширение таких историй до современных реалий. Таким образом, люди могут стать обитателями этих библейских повествований. Важная концепция обитания в библейских повествованиях является главной особенностью литургического восприятия Библии. Это предполагает, что люди, для которых актуализируются повествования, действуют не как пассивные объекты или зрители повествований, а скорее как активные участники оригинальных историй, которые продолжаются и сейчас.
Ключевые слова: Библия, Восприятие, Богослужение, Венчание, Текст.

Мосхос Гутзиудис, Повествование о Крещении Иисуса и его восприятие в богослужении Церкви……………….. 137
В статье представлено систематизация влияния, которое оказали различные элементы четырех версий повествования о крещении Иисуса на богослужение Церкви. Некоторые элементы, упоминаемые в богослужении, происходят из евангельского повествования, тогда как другие являются доработанными в результате развития богослужебной практики. Мы рассмотрим по какому принципу происходил выбор повествования в качестве литургического чтения в Православной Церкви, его положение в христианском календаре, связь Крещения Иисуса с крещением христиан, богословскую связь со смертью Христа, важность реки Иордан для христианского мира и, наконец, тему крещения Иисуса в христианском искусстве первых веков.
Ключевые слова: Крещение Иисуса, История восприятия, Герменевтика, Богослужение, река Иордан, первые христиане.

Дарко Крстич, Стефан Неманья – Правитель и Провидец. Восприятие апокалиптических видений с целью Богословского изложения «translatio imperii» в Агиографии святого Симеона Стефана II Неманича (Первого Коронованного) ……………………………………………………… 151
Стефан II пишет Агиографию святого Симеона через пять лет после смерти Алексия III. Оказавшись в независимоти от Византии Стефан II использует прием Апок. 21, 2, 10, описывая возведение монастыря Студеница, чтобы представить своего отца, а также себя, как христианских правителей, которые испытали апокалиптическое видение Нового Иерусалима, следуя прототипу Константина Великого. Эта изобретательная теологическая и политическая конструкция Стефана II подразумевает восприятие сербского средневекового государства в свете translatio imperii. После падения Константинополя сербские правители и провидцы Стефан Неманья и его сын Стефан II теперь являются носителями теологии власти константиновского типа.
Ключевые слова: Апокалиптика, Видения, Господствующая идеология, Константин Великий, Стефан Неманья, Стефан Первый Коронованный, translatio imperii.

Владан Таталович, Восприятие первого знамения Иисуса в сербской средневековой фресковой живописи …………………………….. 165
После вводных предпосылок для исследования библейского восприятия в сакральном искусстве средневековой Сербии в этой статье представлены способы визуальной интерпретации первого знамения Иисуса в Евангелии от Иоанна (2, 1-11). В качестве предмета конкретного анализа было выбрано наиболее выразительное изображение свадьбы в Кане в сербской фресковой живописи, расположенное в монастыре Каленич (XV век). В статье показано, что оригинальные решения в сербской фресковой живописи могут рассматриваться как результат актуализации первоначальных смыслов, а не как простое копирование влиятельных исходных моделей.
Ключевые слова: Восприятие, Свадьба в Кане, Фресковая живопись, Средневековое искусство, Каленич, Сербия.

Раннее христианство

Ян Бреммер, Ранние христиане в Коринфе (50-200 гг. н. э.): Религиозные инсайдеры или аутсайдеры? …………………………………… 181
Восхваление Христа христианами, возможно, выглядело в Коринфе не совсем за пределами нормы, но в сочетании с отсутствием у них святилищ, с их неприятием жертвоприношений, с их «политическим» словарём, с минимизацией их собственного социального статуса, с особым положением их женщин, их тайных приемов пищи и их упрямой готовности умереть за своего Бога, культ Христа вывел ранних христиан за рамки того, что было приемлемо для гражданских и имперских элит. Их прозелитическая деятельность также могла привлечь к ним внимание как к угрозе. И действительно, ранние христиане пытались радикально изменить принимающую их культуру. Очевидно, что отношение местных жителей менялось в зависимости от времени и места. Тем не менее, когда все сказано и сделано, становится ясно, что движение Иисуса развивалось на пути столкновения с традиционной языческой религией. Однако в 200 году н. э. результат этого столкновения все еще был далек от окончательного решения.
Ключевые слова: Раннее христианство, Коринф, Изменение культуры, Прозелитизм, Столкновение религий.
Средневековая и современная история христианства

Луиджи Уолт, Франциск и песнь земли. О некоторых ссылках на горную речь в Laudes creaturarum………………………………………………. 203
В этой статье приводятся аргументы в пользу общего переосмысления Песнопения Франциска Ассизского «О Брате Солнце» (или Laudes creaturarum) в свете Нагорной проповеди (Мф. 5-7 и параллели). В частности, предлагаются новые идеи, которые указывают на прочтение нескольких строк текста, посвященных «нашей сестре и матери-Земле», как скрытого намека на Мф. 6, 25-30. Признание наличия такой аллюзии может иметь глубокие последствия не только для общего понимания Песнопения, но и для тщательной переоценки его смысла во время экологического кризиса.
Ключевые слова: Экологическая этика, Песнь Брата Солнца, Франциск Ассизский, Мф. 6, 25-30, Нагорная проповедь.

Кристиана Фаччини, Антиеврейские тенденции в католическом мире: историографический и политический переворот……………..225
Цель этой статьи – описать отношения между евреями и католиками на фоне подъема национального государства и процесса политической эмансипации на протяжении XIX века. При этом автор пытается поместить упущенный из виду итальянский контекст на задний план как национальной, так и транснациональной истории, сосредоточив внимание на темах, которые станут актуальными и будут повторяться вплоть до подъема фашизма и нацизма. В нем утверждается, что современный антисемитизм был встроен в сеть дискурсов и представлений, которые глубоко укоренились в христианских культурах, даже когда возникло секулярное общество. Таким образом, католический антисемитизм одновременно эксплуатировал и перестраивал старые теологические подходы с помощью нового современного языка, способного адаптироваться к экономическим и политическим изменениям.
Ключевые слова: Еврейская эмансипация, Ритуальное убийство, иудейско-христианские отношения, Современный антисемитизм, Богоубийство.

Джованни Виан, Конфликт и насилие в католической церкви в начале XX века: подавление модернизма…………… 265
Католический модернизм был в первую очередь попыткой ввести свободу критических исследований в области религиоведения с особым упором на изучение Библии. С другой стороны, антимодернистский католицизм поддерживал возвращение к «христианской» науке. Подавление модернизма характеризовалось интеллектуальным режимом и пропагандой набора дисциплинарных норм, направленных на контроль ученых, профессоров, студентов и научных публикаций. Этот комплекс мер поддерживал возвращение к католическому, антимодернистскому и антидемократическому обществу. Эта идеология не прекратила своего существования и в последующие десятилетия. Только со Вторым Ватиканским собором Католическая Церковь открыла новый путь в отношениях с современным обществом.
Ключевые слова: Католическая Церковь, Католический Модернизм, Современность, Контрреформация, Старый порядок.

Рецензии………………………………………………………………. 277

Наверх