Анналы истории экзегезы 37/2 (2020)

Annals of History of Exegesis (ASE) — это неполный журнал, посвященный истории христианства и толкованию Библии, с редакционными советами в Европе и Северной Америке. С момента своего основания в 1984 году журнал зарекомендовал себя в качестве ориентира для религиоведения, отражая широкий спектр подходов и точек зрения.
Выходные данные
.
Содержание
Памяти Марии Грации Мара ……………………………………. 295
Раннее Христианство
Сара Уайтар, Решение гендерной проблемы в Лев. 12: От Филона к феминизму ………………………………………………. 299
Левитские законы о послеродовой чистоте имеют большое религиозное значение как в иудейской, так и в христианской традиции до наших дней. Более двух тысяч лет люди спрашивают, почему в Лев. 12, послеродовая нечистота у молодой матери вдвое длиннее, если у нее есть ребенок женского пола. Ни одна гипотеза не достигла научного признания. В первой части этой статьи рассматриваются некоторые из различных способов «решения» гендерной проблемы с использованием физиологических и социальных объяснений, а также феминистских подходов. Вторая часть статьи посвящена идее Мартина Нота о том, что дисбаланс обусловлен «культовой неполноценностью» женщин. Автор исследует другие гендерные разделы священнического кодекса в Лев. 15 в отношении животных, творения и генеалогии, будет продемонстрировано, что для священнического кодекса женщины занимают меньший статус в религиозной сфере и что это наиболее вероятная причина послеродового гендерного дисбаланса.
Ключевые слова: Левит, феминизм, гендер, культовое служение женщин, Филон.
Андреа Аннезе, «Евангелие от Фомы и платонизм»: Соображения на полях недавнего издания………. 321
Эта статья направлена на тщательное исследование гипотезы, выдвинутой некоторыми исследователями, о платоническом или платонизированном влиянии в Евангелии от Фомы. Развиваемые здесь наблюдения в первую очередь стимулированы недавним сборником Ивана Мирошникова «Евангелие от Фомы и Платон: Исследование влияния платонизма на Пятое Евангелие» (Leiden, Brill 2018). После обобщения тезисов Мирошникова в этой статье представлен ряд наблюдений в диалоге с ним и другими исследованиями. Вопрос о масштабах и характере возможных платонических влияний в Пятом Евангелии, а также о распространении и восприятии философских доктрин в данном культурном контексте будет рассмотрен с точки зрения историко-религиозных траекторий, в том числе в контексте раннего сирийского христианства.
Ключевые слова: Евангелие от Фомы, платонизм, Иван Мирошников, Эдесса, сирийское христианство.
Федерико Адинолфи, Евангелие Знамений и его предшественники. Источник Знамений как переосмысление Марка и Q после 70-х [часть I]…………. 339
Это эссе, состоящее из двух частей, предлагает новый взгляд на до-Иоанново Евангелие Знамений. В настоящей первой части представлены причины, согласно которым автор Евангелия Знамений учитывал Евангелие от Марка и, в меньшей степени, источник высказываний Q. В нем утверждается, что отношения между этими текстами следует рассматривать в терминах гипертекстуальности, т.е. корректуры, которую применил автор Евангелия Знамений и изменил только те части, которые подходили для мессианской проповеди, которую он имел в виду в своем тексте. Вторая часть этого эссе, которая появится в следующем выпуске, предложит ряд исторических соображений относительно контекста Евангелия Знамений после 70-х, значения Иоанна Крестителя для общины, которая его создала, её надежды на восстановление Иерусалимского храма и историческая ценность (остаточной) несиноптической традиции, которую передает Евангелие Знамений.
Ключевые слова: Евангелие Знамений, Евангелие от Иоанна, Евангелие от Марка, Источник Q, Гипертекстуальность.
Джорджио Хосса, Первые ученики Иисуса в Иерусалиме …………… 381
В статье реконструируется история Иерусалимской общины с 30 по 50 гг. н. э. После смерти Иисуса в Иерусалиме действовали две группы его учеников. Первая состояла из Двенадцати и грекоязычных евреев, которых Лука (или его источник) называет «эллинистами». Вторая группа, возглавляемая братом Иисуса Иаковом, некоторое время спустя прибыла в Иерусалим из Галилеи. Эти две группы по-разному интерпретировали личность и функцию Иисуса. Двенадцать и их последователи написали раннее повествование о Страстях, в котором Тайная Вечеря Иисуса не была празднованием Пасхи. Группа Иакова внесла некоторые изменения в эту первую версию повествования о Страстях, следуя более «ортодоксальному» еврейскому образу мышления. Эта вторая версия позже была включена в Евангелие от Марка.
Ключевые слова: ранняя община Иерусалима, повествования о воскресении, эллинисты, Иаков, Евангелие от Марка.
Позднеантичное христианство
Освальда Андрей, Серия преследования. Списки гонений между памятными завещаниями и damnatio memriae.
В этом эссе утверждается, что списки преследовавших до Константина императоров характерны для христианской историографии. Рассмотренные здесь примеры относятся к спискам двух или семи императоров и относятся к периоду с начала IV в. н.э. до V в. н. э. Немного внимания было уделено тому факту, что эти списки соответствуют числовым моделям, подчеркивающим их канонический характер и функцию. Эти канонические списки выполняют функцию построения и передачи общественной памяти о доконстантиновской Церкви, следуя традиционным моделям памяти, таким как damnatio memoriae.
Ключевые слова: Коллективная память, Damnatio memoriae, гонения, доконстантиновская Церковь, IV век.
Изабелла Д’Аурия, «Апостольская история» Аратора: размышления о функциях произведения в его историческом контексте ………… 429
«Апостольская история» Аратора преобразовывает содержание Деяний Апостолов в 2326 гекзаметра. В этой статье утверждается, что публичное чтение стихотворения весной 544 г. было направлено на прославление Церкви VI в. и деятельности папы Вигилия. Во время великих доктринальных и политических противоречий — как между византийцами и остготами-арианами, так и между монофизитами и халкидонитами — Аратор защищал то, что он считал апостольской верой, представленной апостольским престолом в Риме.
Ключевые слова: Аратор, Апостольская история, библейская парафрастическая поэзия, Деяния Апостолов, VI век.
Восприятие раннего христианства в Новое и Новейшее время
Ян Кранс, Эразм и Ватиканский кодекс. Обзор и оценка ………………………………………………………………….. 447
Codex Vaticanus (Vat. Gr. 1209) сыграл две очень разные роли в работе Эразма над текстом Нового Завета. Сначала это могло подтвердить некоторые волнующие его чтения и, таким образом, помочь ему отстоять реальную или предполагаемую радикальную природу издаваемого текста Нового Завета. Во-вторых, из-за текстовой близости Ватиканского кодекса к греческому тексту, лежащему в основе Вульгаты, он стал корпуса текстов, которые отличались от ее официальной версии: Кодекс стал представителем искаженного потока передачи греческого языка.
Ключевые слова: Эразм, Греческий Новый Завет Эразма, Ватиканский Кодекс, Текстовая критика, Греческий Новый Завет.
Луиджи Уолт, «В этом классе есть Библия?» Переосмысление библейских исследований с Джонатаном З. Смитом ………………… 471
За свою долгую и плодотворную карьеру исследователя религии Джонатан З. Смит часто сам замечал, что обсуждает вопросы метода и теории в изучении библейских текстов, и его общее влияние на формирование некоторых из основных тенденций в современной области библейских исследований, конечно, трудно переоценить. Основная цель этой статьи — показать, что теоретические и методологические размышления Смита нельзя должным образом понять без учета его пристального интереса к библейским материалам и его частых вторжений на минное поле библейской науки. После наброска портрета Смита как читателя, а затем как учителя Библии, анализ будет сосредоточен на его методологическом принципе «брать Библию в качестве примера». Это проложит путь для критической переоценки идей Смита об академическом образовании, а также для некоторых общих замечаний о месте и роли библейских исследований во фрагментированном ландшафте высшего образования XXI века.
Ключевые слова: Академическое образование, библейские исследования, высшее образование, история чтения, Джонатан З. Смит.
Людовико Баттиста, Анти-лютеранин Маркантонио Фламинио и его «Парафраз на тридцать два псалма» (1538 г.): между Эразмом и Садолето ………………………………………. 505
Эта статья посвящена Парафразу Маркантонио Фламинио в тридцать два псалма (1538 г.). Парафраз основан на «Речи о безмерном милосердии Божием» Эразма (1524 г.), «Интерпретации 50 псалма» Джакопо Садолето (1525 г.), и «Интерпретации Псалма 93 (1530 г.). Работа Фламинио является примером итальянского анти-лютеранского восприятия Эразма. В статье предпринимается попытка переосмысления связи между поздней религиозностью Фламинио в духе вальденсов и его первым периодом жизни в Вероне. Эта статья также является экспериментальной и предназначена для деконструкции категорий гетеродоксии, лютеранства и инакомыслия, обычно используемых для описания позиции итальянских «спиритуалов» во время первых попыток Контрреформации.
Ключевые слова: Маркантонио Фламинио, Эразм Роттердамский, Джакопо Садолето, лютеранство, Контрреформация.
Обсуждения книг
Обсуждение книги Маркуса Винзента, написавшего «Историю раннего христианства. От рецепции до ретроспективы» (Кембридж: Cambridge University Press, 2019):
Лаура Карневале, Нетрадиционная книга и ее содержание ……………………………………………….. 547
Роберто Альчати, Ретроспективы новой патристики …………………………………………………………..565
Рецензии………………………………………………………. 575
Фернандо Бермехо Рубио, «Изобретение Иисуса из Назарета: история, вымысел, историографы». Мадрид, «Siglo XXI», 2018 г., 796 стр. (Андреа Николотти)
Полученные книги ………………………………………………………… 581