Journal of Ancient Christianity (Том 22 №1)

Содержание

Титульная страницаi-iv

Статьи

«Недоброжелательность и полемика в письмах Августина»
Предисловие приглашенных редакторов Кристофа Мюллера и Кристиана Торнау
1-4

Christof Müller, Christian Tornau


Формы и функции полемики в посланиях Августина: попытка классификации5-49

Christian Tornau

Из-за условностей позднеантичной эпистолярной вежливости не всегда легко выявить полемические пассажи в переписке Августина. В настоящей работе делается попытка выявить и классифицировать некоторые повторяющиеся приемы и стратегии, характерные для писем, адресат которых сам является мишенью полемики Августина, т.е. е. в котором полемическая риторика сочетается с дипломатией. После описания некоторых более формальных приемов, таких как полемическая герменевтика и рефрентехника, я перехожу к риторическим, т.е. е. убедительные, функции полемики в антиязыческих, антидонатистских и антипелагианских письмах Августина, используя основное различие между прямой полемикой (полемика против адресата лично) и косвенной полемикой (полемика против группы или друзей адресата) в качестве отправной точки. Еще одно важное различие, принимаемое во внимание повсюду, заключается в том, предназначено ли полемическое письмо в первую очередь для того, чтобы произвести впечатление на непосредственного адресата или для воздействия на более широкую читательскую аудиторию, с которой Августину приходилось считаться, как только письмо было отправлено.


Назад на высоких каблуках: обнаружение эпистолярной недружелюбности через бездну времени50-70

Danuta R. Shanzer

Эта статья посвящена недружелюбию как отношению, а не эмоциям, и тому, можно ли его обнаружить в древней переписке. После обсуждения различных других филологически поддающихся обнаружению признаков авторского отношения или идентичности в современных контекстах мы обратимся к нескольким примерам из позднеантичной переписки (Августин, Руриций, Авит). Он заканчивается расширенным линейным прочтением Августина, Послания 151 к Цецилиану о казни Марцеллина и Априния, выделяя две техники, получившие название аутсорсинг и бассо остинато. Письмо получается, несмотря на вежливый маскарад, параноидальным, укоризненным и весьма недружелюбным письмом.


Приветствие как средство полемики в письмах Августина71-90

Christopher Alexander Nunn

Анализ приветствий часто игнорируется, поскольку считается, что они являются более поздними добавлениями переписчиков или, по крайней мере, условными фразами без какого-либо содержания. Но переписка Августина предполагает, что епископ сам сочинил записанные приветствия и что во многих случаях он даже добавлял подтекст. Обзор проливает свет на элементы, развитие и различные функции приветствий, чтобы показать, что, по крайней мере в переписке Августина, анализ приветствий является ценным ресурсом для описания не только социальных различий между отправителем и получателем, но и атмосфера, причина написания и отношение корреспондентов друг к другу.


Способы осмеяния противников в письмах Августина. Дело донатистов91-109

Rafał Toczko

Августин редко изучается как полемист и еще реже как сатирик, особенно если сравнивать его с Иеронимом. Страницы его антидонатистских сочинений в первую очередь читают историки и богословы, для которых, по праву, вопрос о насмешках имеет второстепенное значение. В данном примере антидонатистской переписки Августина я попытаюсь задать именно этот вопрос. Внимательное прочтение его полемических писем доказывает, что Августин иногда стремился вызвать смех, своеобразно изображая своих противников. Анализ начинается с лидеров донатистов, которые представлены как лицемеры и люди с невыразительным интеллектом. Далее я обсуждаю, как Августин высмеивал мучеников донатистов и их идею мученичества. В последней части представлены способы высмеивания новообращенных донатистов.


Недружественные и полемические элементы в переписке Августина с другими священнослужителями110-124

Stanisław Adamiak

Почти половина писем, написанных Августином, были адресованы другим священнослужителям. В статье анализируется, как за дружескими формулировками могут скрываться полемические намерения. Особое внимание уделяется переписке между Августином и донатистскими клириками, к которым он относился как к своим ровесникам и братьям. Исследование финансировалось грантами Польского национального научного центра: «Пресвитеры на позднеантичном Западе» (2013/10/E/HS3/00202) и «История донатистского раскола» (2015/19/D/HS3/ 00626).


Полемика, недружелюбие и оскорбления в письмах Иеронима на примере спора о Джовинианах125-150

Ingo Schaaf

Недружественные способы общения являются неотъемлемой частью богословских споров в ранней церкви. Одними из самых известных примеров в этом отношении являются произведения Иеронима Стридонского, предлагающие многочисленные черты полемики, начиная от относительно тонких форм недружелюбия и заканчивая открытыми инвективами. Особенно хорошо подходит для сравнительного прочтения группа из трех писем, вышедших из-под пера Иеронима, относящихся ко времени, когда полемика с Иовинианом достигла еще одной кульминационной точки. Тесно связанные друг с другом, поскольку оба их адресата считаются сторонниками Иеронима в Риме, эти письма (48, 49 и 50 Гильберга) служат примерами эпистолярной полемики в поздней античности, предлагая также сравнение с другими святоотеческими авторами.


Обзоры


Benjamin Gleede: Parabiblica Latina: Studien zu den griechisch-lateinischen Übersetzungen parabiblischer Literatur unter besonderer Berücksichtigung der apostolischen Väter, VCS 137, Leiden (Brill) 2016, VI + 390 S., ISBN 978-90-04-31594-5, € 163,–.

Jan Dochhorn

Page range: 151-153


Julian Barr: Tertullian and the Unborn Child: Christian and Pagan Attitudes in Historical Perspective, Medicine and the Body in Antiquity, London (Routledge) 2017, XIII + 194 S., ISBN 978-1-472-46740-9, £ 115,–.

Katharina Greschat

Page range: 154-155


Jeremy M. Schott und Mark J. Edwards, Hgg. und Übers.: Macarius, Apocriticus. Translated with Introduction and Commentary, Translated Texts for Historians 62, Liverpool (Liverpool University Press) 2015, 303 S., ISBN 978-1-78138-130-4, £ 80,–.

Ulrich Volp

Page range: 156-159


Hugo Lundhaug und Lance Jenott: The Monastic Origins of the Nag Hammadi Codices, STAC 97, Tübingen (Mohr Siebeck) 2015, XVIII + 332 S., ISBN 978-3-16-154172-8, € 89.–.

Ursula Ulrike Kaiser

Page range: 160-165


Christoph Joest: Die Mönchsregeln der Pachomianer, Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium 660, Subsidia Tomus 134, Leuven (Peeters) 2016, X + 322 pp., ISBN 978-90-429-3293-7, € 110,–.

Gesa Schenke

Page range: 166-168


Bentley Layton: The Canons of our Fathers: Monastic Rules of Shenoute, Oxford Early Christian Studies, Oxford (Oxford University Press) 2014, 359 pp., ISBN 978-0-19-958263-1, £ 102,50.

Samuel Rubenson

Page range: 169-171


Christoph Riedweg und Wolfram Kinzig, Hgg.: Kyrill von Alexandrien, Werke 1: „Gegen Julian“ Teil 1: Buch 1–5, GCS.NF 20, Berlin (de Gruyter) 2016, CCXXXIII + 407 S., ISBN 978-3-11-035914-5, 119,95 €; Wolfram Kinzig und Thomas Brüggemann, Hgg.: Kyrill von Alexandrien, Werke 2: „Gegen Julian“ Teil 2: Buch 6–10 und Fragmente, GCS.NF 21, Berlin (de Gruyter) 2017, XV + 540 S., 978-3-11-035915-2, 119,95 €.

Benjamin Gleede

Page range: 172-176


Christian Hornung: Apostasie im antiken Christentum. Studien zu Glaubensabfall in altkirchlicher Theologie, Disziplin und Pastoral (4.–7. Jahrhundert n. Chr.), Supplements to Vigiliae Christianae 138, Leiden (Brill) 2016, X + 437 S., ISBN 978-90-04-32375-9, € 154,–.

Peter Gemeinhardt

Page range: 177-182


Sarah Gador-Whyte: Theology and Poetry in Early Byzantium: The Kontakia of Romanos the Melodist, Cambridge (Cambridge University Press) 2017, X + 237 S., ISBN 978-1-14013-4, ₤ 75,–.

Johannes Koder

Page range: 183-188


Étienne Wolff, Hg.: Littérature, politique et religion en Afrique vandale, Collection des Études Augustiniennes, Série Antiquité 200, Paris (Institut d’Études Augustiniennes) 2015, 378 S., ISBN 978-2-85121-276-4, € 48,–.

Antje Klein

Page range: 189-194


Наверх