Journal of Ancient Christianity (Том 10 №1)

От редакции3-3

Hanns Christof Brennecke

В третий раз первый выпуск годового ZAC посвящен специальной теме, в этом году, как уже было объявлено в 9/1, Афанасию Александрийскому.


Евангелие от Иуды5-14

Uwe-Karsten Plisch

Кодекс папируса, ныне известный как Кодекс Чакос, продавался на антикварном рынке около четверти века и в настоящее время разрабатывается под руководством известного швейцарского коптолога Родольфа Кассера. Он содержит в общей сложности четыре текста, написанных на греческом языке, в коптском переводе; в дополнение к Евангелию от Иуды в качестве третьего Священного Писания, „Послание Петра Филиппу» и «Первый Апокалипсис Иакова», оба из которых уже известны по рукописям, найденным в Наг-Хаммади (Кодекс Наг-Хаммади VIII,2 и V,3), и, наконец, краткий текст, название которого не раскрывается. слово „Allogenes“, которое обычно используется в NHC XI,3, для обозначения Спасителя, сохранилось и в котором оно играет заметную роль. Кодекс, вероятно, датируется 4 веком, что делает его примерно таким же древним, как и кодексы, найденные в Наг-Хаммади.


Восстановленное письмо Евсевия Верчелльского15-18

Christoph Schubert

В дополнение к Tomus ad Antiochenos Афанасия Александрийского часть рукописей содержит еще несколько фрагментов, в том числе письмо Евсевия Верчелльского, в котором выражается принципиальное согласие с компромиссом, достигнутым в Tomus. Это письмо специально введено как перевод с латыни (Том 10:3).


Датировка двойной апологии Афанасия и трех трактатов против ариан19-33

Charles Kannengiesser

Неясности, связанные с появлением двойной апологии „Против язычников“ и „О воплощении Слова“, вероятно, окончательно исключают ее точную датировку.

Публикация произведения в подлинном смысле при жизни автора вообще не может быть подтверждена. Всегда основанная только на внутренней критике, «Двойную апологию», предложенную Э. Шварцем и Х.-Г. Опицем, следует отнести к 335 году как произведение молодого александрийского епископа. Три трактата против ариан, вероятно, относятся к короткому промежуточному периоду после возвращения Афанасия из Трира в 337 году и его бегства на запад в 339 году. Третья арианская речь по-прежнему остается достоянием Афанасия.


Афанасий и антимаркеллианская полемика34-55

Kelley McCarthy Spoerl

В этой статье делается попытка определить, использовал ли Афанасий Александрийский современную антимаркеллианскую риторику, чтобы представить различие личностей в божественной Троице. Автор предлагает предварительный отрывок из рассуждений Афанасия, а затем исследует его использование трех типичных антимаркеллианских формулировок: утверждение, что триединый Бог не является synthetos, критику применения стоических категорий logos endiathetos/logos prophorikos к предсуществующий Сын Божий и отрицание того, что второе лицо Троицы есть anhypostatos или anousios. В статье прослеживается эта специфическая лексика у трех александрийских богословов (Оригена, Дионисия и Александра), которые могли повлиять на Афанасия в этом отношении, но делается вывод, что они вряд ли представляют собой источник Афанасия.

Высказывается предположение, что Афанасий сформировал свой словарный запас, прочитав антимаркеллианские сочинения Евсевия Кесарийского еще во время написания своего » Orationes contra Arianos».


Два друга Афанасия: Марцелл Анкирский и Аполлинарий Лаодикийский56-66

Joseph T Lienhard

Афанасий, Маркелл Анкирский и Аполлинарий Лаодикийский составляют любопытную группу. И Маркелл, и Аполлинарий были друзьями Афанасия, и можно предположить, что между ними существовало принципиальное согласие в богословских позициях. Однако Аполлинарий в своем сочинении „ Kata meros pistis“, или «Подробное изложение Символа веры», порвал с Маркеллом и подверг критике его идеи. Нужно задаться вопросом, почему он это сделал. Ответ заключается в том, что Аполлинарий осознал, что богословский прогресс в учении о Троице был необходим; и этот прогресс оставил Маркелла в заблуждении. Написание Kata meros pistis, скорее всего, датируется примерно 360 или 363 годом. Центральный раздел (13-31) — это трактат против Маркелла. Нео-сабелианцы (т.е. Маркелл), как пишет Аполлинарий, не исповедуют три prosôpa; они исповедуют троичность в единстве и верят, что мудрость существует в Боге без гипотезы. Точка зрения, на которой Аполлинарий постоянно настаивает, — это необходимость исповедовать три prosôpa. Прозопон — это центр сознания, проявление ипостасного существования. Аполлинарий сделал то, чего Маркелл никогда не мог сделать, а Афанасий сделал это только один раз – и, вероятно, неохотно, – он назвал то, что есть три в Боге, и таким образом разрешил терминологическую тупиковую ситуацию. Аполлинарий в этом отношении знаменует собой продвижение учения о Троице за пределы Афанасия и Маркелла.


Две апологии Афанасия императору Констанцию II67-85

Hanns Christof Brennecke

Сочинение Афанасия, единодушно переданное в рукописях под названием Apologia ad Constantium, обычно датируется периодом его третьего изгнания (356–361). Афанасий защищается от обвинений, очевидно выдвинутых против него императором, и пытается таким образом оправдать свое бегство. Текст в нескольких отношениях проблематичен и отражает редакционное вмешательство в различных местах. О структуре текста долгое время мнения расходились, обычно вывод был таков, что документ был переработан в два или три этапа. Между главами 26 и 27 действительно есть узнаваемый разрыв. Тезис этой статьи состоит в том, что Apologia ad Constantium в том виде, в каком мы ее знаем сегодня, представляет собой компиляцию двух изначально независимых писем императору. Первое письмо (гл. 1–26), заключение которого сейчас утеряно, датируется началом третьего изгнания; вторая (гл. 27–35) — начало отсутствует и ее объем уже не может быть определен — датируется, вероятно, 358 годом. Уже невозможно установить, была ли компиляция создана в результате преднамеренных редакторских действий или в результате случайной потери страниц.


Афанасий в Антиохии86-102

Annette von Stockhausen

В статье прослеживается пребывание Афанасия в Антиохии между осенью 363 г. и весной 364 г., в частности, на основе сочинений Joviani epistula ad Athanasium, Epistula ad Jovianum и Petitiones Arianorum, переданных в трудах Афанасия.

Целью пребывания Афанасия было, с одной стороны, его возвращение императором Иовианом; с другой стороны, он хотел еще раз попытаться разрешить запутанную ситуацию в Антиохии, то есть урегулировать конфликт между мелетианами и евстафианами в обновленном духе представления Tomus ad Antiochenos. В то время как Афанасий смог достичь своей первой цели, он потерпел неудачу во второй.


Афанасий и Василий103-120

Uta Heil

Автор показывает подлинность двух писем Афанасия, Epistula ad Palladium и Epistula ad Joannem et Antiochum. Они относятся к более позднему периоду жизни Афанасия и являются остатками обширной переписки Афанасия, которая в настоящее время утрачена. В этих письмах Афанасий решительно поддерживает своего коллегу Василия Кесарийского, хотя они и не согласны в доктринальных вопросах. Однако это не повод полагать, что эти письма являются подделками более поздних времен. Автор показывает исторический контекст двух писем и дает обзор последних лет жизни Афанасия.


Переосмысление Ария (Часть 2)121-157

Winrich Löhr

В статье дается подробное переосмысление карьеры и учения александрийского пресвитера Ария. В первом разделе рассматриваются отдельные аспекты биографии Ария: в отношении его предполагаемой связи с мелитянами приводятся дополнительные аргументы в пользу позиции Анник Мартинс, которая отрицает такую связь. Автор считает возможным, что Арий, как и Евсевий Никомидийский, в частности, был учеником христианского учителя и мученика Лукиана Антиохийского. Затем во втором разделе рассматривается относительная хронология арианского спора перед Никейским собором; некоторые аргументы Роуэна Уильямса в пользу пересмотренной хронологии подвергаются критике. В третьем разделе делается попытка перепрофилировать богословие Ария; анализируются немногие сохранившиеся источники. Краткое сравнение с другими (как христианскими, так и языческими) теологиями древности указывает на определенный интеллектуальный контекст и особое положение в этом контексте. Арий формулирует сложную версию негативной теологии, которая одновременно подтверждает и отрицает интеллектуалистическую повестку дня позднеантичной философии. Бог провозглашается абсолютно трансцендентным, но философская идея полной прозрачности в познании Бога и самого себя явно отвергается. Новая программа теолога / философа теперь заключается в восхвалении и поклонении трансцендентному Богу на его языке, который описывает его тайну, не раскрывая ее. Подобно другим позднеантичным христианским интеллектуалам (например, Августину или Пелагию), Арий начинает с широких рамок древней философии религии только для того, чтобы проверить ее пределы в контролируемой попытке.


Обзоры158-173
  • Сократ Константинопольский, Историческая церковь. Ливр I. Тексты греческих изданий Г.К. Хансена (GCS). Традиция Пьера Перишона и Пьера Мараваля. Введение и примечания Пьер Мараваль, SC 477, Париж (Издания Серфа) 2004, 267 стр., брошюра, ISBN 2-204-07214-1, 27 евро (Мартин Вальрафф)
  • Л. Дайсингер, Псалмопение и молитва в трудах Евагрия Понтийского, Оксфордские богословские монографии, Нью-Йорк / Оксфорд (издательство Оксфордского университета) 2005, VIII + 245 с., ISBN 0-19-927320-0, 55,00 фунтов стерлингов. (Дорис Спербер-Хартманн)
  • Филипп Руссо, Ранние христианские века, Лондон (Пирсон Лонгман) 2002, VIII + 333 с., ISBN 0-582-25653-4, евро 24,26. (Дэвид Мекони)
  • Августин и дисциплины. От Кассициакума до признаний, изд. Карлы Поллманн и Марка Весси, Оксфорд (издательство Оксфордского университета) 2005, xii + 258 стр., ISBN 0-19-927485-1, 80,00 долларов США / 45,00 фунтов стерлингов. (Карин Шлапбах)
  • Молитва и духовность в ранней церкви, под ред. Б. Нила, Г.Д. Данна, Л. Кросса, вып. 3: Литургия и жизнь, Центр раннехристианских исследований, Австралийский католический университет, Стратфилд (ул. Публикации Паулса) 2003, XII + 412 с., ISBN 0957748388, 45,00 австралийских долларов. (Генрих Хольце)
  • Кристина М. Томас, Деяния Петра, Евангельская литература и Древний роман. Переписывание прошлого, Оксфорд / Нью-Йорк (издательство Оксфордского университета) 2003, XIII + 186 стр., ISBN 0-19-512507-X, 29,99 фунтов стерлингов. (Тобиас Никлас)
  • Льюис Эйрес, Никея и ее наследие. Подход к тринитарному богословию четвертого века, Оксфорд (издательство Оксфордского университета) 2004, XVI + 475 с., ISBN 0-19-875506-6, 75 фунтов стерлингов,–. (Ута Хайль)
Объявления174-175
  • Ежегодное собрание Североамериканского святоотеческого общества 2006 г. Чикаго, 25-27 октября. май 2006 г.
  • Ежегодное собрание Канадского святоотеческого общества, Торонто, 28–30 октября. май 2006 г.
Обзоры журналов176-183
Наверх