Journal of Ancient Christianity (Том 16 №2)

Содержание

ЗаголовокI-IV

Статьи

Ps.-Theophilus Alexandrini Sermo de Cruce et Latrone (CPG 2622): издание Pierpont Morgan M595 с параллелями и переводом181-225

Alin Suciu

В данной статье предлагается издание и перевод коптской проповеди о «Кресте и добром разбойнике» (CPG 2622; clavis coptica 0395), приписываемое Феофилу Александрийскому. Издание основано на Кодексе Пьерпонта Моргана M595, сл. 141ro-148ro, пергаментном кодексе IX века, принадлежавшем монастырю Архангела Михаила в Хамули в Файюмском оазисе. Критический аппарат документирует различные прочтения трех других оставшихся рукописей этой проповеди. Введение содержит описание рукописей и комментарий, относящий проповедь Псевдо-Феофила о «Кресте и добром разбойнике» к святоотеческой экзегетической традиции. Делается ссылка на литературные связи между длинным гимном кресту в редактируемом здесь тексте и сопоставимым материалом в псевдохрисостомическом произведении In venerabilem crucem sermo (CPG 4525).


Распятие на Западе: от Константина до Реккесвинта226-246

John Granger Cook

Исследования в целом предполагают, что вопреки немногим несогласным мнениям — Константин положил конец практике распятия. В эссе собраны свидетельства распятий на Западе из святоотеческих, юридических и литературных источников со времен Константина до обнародования Реккесвинтом Вестготского закона в 654 году. После его смерти свидетельства официально введенных распятий исчезают вплоть до завоевания Испании мусульманами; Константин, вероятно, стремился положить конец этой практике. Существуют параллели между действиями Константина в вопросах распятия и его стремлением положить конец гладиаторским играм (особенно damnatio ad ludum).


Христианизация в Римской империи: размышления о термине и этапах формирования247-278

Hartmut Leppin

Хотя слово «христианизация» часто используется в исследованиях поздней античности, определения встречаются редко. В этой статье предлагается очень широкое определение: христианизация обозначает исторические события, которые привели к гегемонии христианских дискурсов или практик в определенных пространствах, областях или слоях общества. Христианские дискурсы и практики ссылаются на повествования о Христе как на ключевую фигуру, а затем и на основополагающие тексты, которые их содержат. Эти события не обязательно происходят одновременно в различных слоях общества и не являются линейными. На основе этого определения, не являющегося телеологическим и ненормативным, выставляется на обсуждение модель стадий христианизации: Вначале были частичные христианизации, затрагивающие только определенные группы или области. Это был особый случай, когда императоры обратились в христианство, глубоко изменив политический и нормативный порядок. Однако вначале мы можем наблюдать нейтрализацию в различных социальных пространствах, например, в политической коммуникации; даже рассуждения о терпении были сформулированы в имперском панегирике. Эта стадия, однако, была короткой и привела к тотализации христианства в шестом веке, когда христианские дискурсы и практики утверждались почти повсеместно, сохраняя, с другой стороны, впечатляющую полифонию внутри христианства.


Общая трапеза у Тертуллиана в Apologeticum 39 – несвященное празднование Агапе?279-291

Tobias Georges

В Apologeticum 39,14-19 Тертуллиан сосредотачивается на трапезе христианской общины, а в 39,16 он упоминает название трапезы как Агапе. Принимая во внимание имя Агапе, Apologeticum 39 обычно принимается за доказательство тезиса о том, что Тертуллиан был знаком с несвященной трапезой под названием Агапе, помимо совершения Евхаристии, на которую он ссылается в других местах. В основе этого тезиса лежит традиционная идея о том, что в раннем христианстве несакраментальная общинная трапеза и сакраментальная Евхаристия противопоставлялись с самого начала или, по крайней мере, очень рано. После недавних исследований, которые поставили эту точку зрения под сомнение, эта статья посвящена Apologeticum 39 и противоречит общепринятому толкованию этой главы. Анализ Apologeticum 39 выявляет важные аргументы против точки зрения, что эта глава свидетельствует о существовании трапезы Агапе, отличной от Евхаристии, и поддерживает точку зрения, согласно которой в Apologeticum 39 мы имеем описание одной общей евхаристической трапезы.


Избрание Примиана Карфагенского: начало конца донатистского христианства?292-310

Matthew Alan Gaumer

Самая важная до сих пор христианская группа в Северной Африке, донатисты, исчезла в своей ранее установленной форме организации в начале пятого века после интенсивных конфликтов с Римской империей и союзной ей католической церковью. В этой статье рассматриваются причины этого, начиная со спорного избрания Примиана епископом Карфагена в 392 году. Исторический контекст избрания Примиана епископом и последовавшего за этим спора, разделившего группу донатистов, уже был изучен. Максимианский раскол, в частности, создал огромные проблемы в этом конфликте, который Примиан изначально смог подавить, применив силу со стороны Римской империи. Последствия раскола были затем очевидны в антидонатистских работах Августина Гиппопотамского в 390-х и 400-х годах, из которых он вывел три язвительно полемических аргумента: (1) донатисты противоречат своей вере в необходимость повторного крещения максимианами, допускающими реинтеграцию без покаяния или повторного крещения, (2) они противопоставили своему акценту на необходимом отделении Церкви от мира коалицию с Римской империей для подавления максимианцев, и (3) Примиан повторил те самые действия, в которых донатисты видели причину своего отделение от католиков. Августин не только использовал эти аргументы против своих оппонентов в литературе, но и выступал (после 405 г.) за то, чтобы Римская империя распустила донатистскую церковь на основании обвинений в ереси и соответствующих антиеретических законов Феодосия. Эта стратегия была завершена на соборе в Карфагене в 411 г., который приказал распустить донатистскую церковь и объединить обе церковные структуры. Таким образом, действия Примиана можно назвать неосторожными, но в то же время нельзя возлагать на него единоличную ответственность за исчезновение донатистов.

Oἰκείωσις πρòσ θεόν Григорий Назианзин и гетерономный субъект восточно-христианского покаяния311-343

Boris Maslov

В данной статье рассматривается концептуальная история метафоры Oἰκείωσις в греческой святоотеческой литературе, в частности, в творчестве Григория Назианзина, и делается попытка связать эту метафору с практикой покаяния восточного христианства. Часть 1 формирует пролегомены для исследования концептуальной истории греческого богословия, часть 2 прослеживает трансформацию стоической концепции Oἰκείωσις в трудах Филоса Александрийского, Климента Александрийского и Григория Назианзина и предлагает попытку исторического определения святоотеческого выражения Oἰκείωσις πρòσ θεόν, которое использовалось на протяжении всей византийской эпохи. В Части 3 внимательное прочтение Речи 2 Григория показывает, как Григорий интегрирует риторику Oἰκείωσις πρòσ θεόν в свою влиятельную теорию двухэтапного пути к Божественному. Наконец, в части 4 рассматриваются институциональные последствия пастырской теории Григория для характерных форм восточной покаянной практики, таких как важность фигур духовного отца и ἐπιτιμία (акты покаяния). Таким образом, характерная форма гетерономной субъективности, проявляющаяся в покаянной традиции Восточной Церкви, может быть понята как коррелят понятия Oἰκείωσις πρòσ θεόν.


Епифаний Саламинский между церковью и государством: новые взгляды на иконоборческие фрагменты344-367

Olga Solovieva

Иконоборческие сочинения Епифания Саламийского были исторической загадкой с момента их первой современной публикации в 1916 году. Однако в контексте государственной и церковной политики четвертого века иконоборческая риторика Епифания кажется правдоподобной подрывной стратегией в борьбе за власть между государством и церковью, которая в первую очередь нацелена на имперскую систему представительства. Антиязыческое законодательство Феодосия служит Епифанию предлогом для критики обожествления самой императорской власти.


Обзоры368-397
Наверх