Journal of Ancient Christianity (Том 18 №3)

Содержание

Заголовокi-iv

Статьи

Антивалентинианское толкование Климентом Александрийским Быт. 1:26−27365-389

Robert G. T. Edwards

Толкование Климентом Александрийским Быт. 1:26-27 сделано в ответ на то, что он считал еретическими валентинианские толкования того же отрывка. Заметки Климента о валентинианском толковании Библии, Excerpta ex Theodoto, содержат текст, против которого он возражает, которое он воспринимает как еретическое с точки зрения их детерминизма: люди, созданные по «образу» и «подобию» Божию, состоят из двух разных классов людей, нехристиане и церковные христиане соответственно. Вдобавок к этому валентиниане добавляют еще одну категорию человечества, соответствующую «своей» природе, — это категория, к которой принадлежат христиане-гностики, валентиниане. Климент противостоит этому кажущемуся детерминизму тем, что «образ» и «подобие» соответствуют двум стадиям христианской жизни: «вере» (πίστις) и «познанию» (γνῶσις) соответственно. Делая это, он приспосабливает этот аспект валентинианского богословия к своему собственному ортодоксальному, то есть апостольскому и церковно-христианскому теологическому и философскому проекту.


Епископ Каллист I Римский (217?−222?): мученик или исповедник?390-419

András Handl

Несомненно, Каллист, епископ Рима (217?−222?), был внесен в список чтимых мучеников города Рима (Depositio martyrum). Но вопрос о том, действительно ли он был замучен, как предполагают Acta Callisti, вызывает споры. Автор Refutatio omnium haeresium (Elenchos), противник епископа, вовсе не упоминает о его смерти. Однако он упоминает, что Каллист был приговорен к рудникам Сардинии. После его возвращения епископ Виктор (189?−199?), а косвенно и автор, признают его духовником. Поскольку терминология на данный момент не определена, исповедник Каллист описан как мученик и добавлен в список мучеников после его смерти. Отсутствующее повествование о его насильственной смерти, связанное с титулом мученика, выдумано Acta. Попытки подчеркнуть надежность Acta через столь же новаторскую Historia Augusta неубедительны. Поэтому акты не имеют значения для установления фактов о жизни и смерти епископа Каллиста. Тем не менее, они дают представление о развитии традиции Каллиста в Трастевере, катакомбах Калеподия, а также о топографии Рима в конце V века.


Утренние приветствия и упадок симбиотической Евхаристии в третьем веке420-442

Clemens Leonhard

В поздней античности и в средние века многие толкователи сравнивают Евхаристию (или мессу/Божественную литургию) с повествованиями о Тайной вечере Иисуса, утверждая о преемственности и идентичности традиции, на ранних этапах которой было много разнообразия и изменений. Это эссе исходит из пяти вопросов, касающихся аспектов изменений между раннехристианским симпотическим празднованием Евхаристии и положением дел в средние века: во-первых, количество и качество потребляемой пищи; во-вторых, совместное (в отличие от раздельного) благословение или освящение хлеба и вина; в-третьих, время празднования днем ​​и вечером по сравнению с ранним утром; в-четвертых, ее обязательное сочетание с литургией слова, совершаемой, притом, перед Евхаристией, а не после трапезы, как это было принято в Древней Греции и Риме; в-пятых, более позднее резервирование президентства за клириками церкви. По крайней мере, эти пять аспектов изменений в евхаристических богослужениях можно объяснить обращением к римскому обычаю покровителей принимать своих клиентов почти каждое утро в рамках утреннего приветствия. Таким образом, указывается, как церкви Карфагена перешли от евхаристических богослужений в стиле званых обедов и общих трапез к раздаче даров клиентам при встрече со своим епископом как покровителем церкви. Этот тезис объясняет, почему утрата евхаристии после обеда началась задолго до Константина. Это объясняет, когда и почему христианские церкви в Римской империи отказались от празднования, которое поддалось спонтанной интерпретации как миметическое празднование Тайной вечери, что создало необходимость подчеркнуть — в конечном итоге как часть самого ритуала в форме декламации, институционных нарративов — что Евхаристия осталась прежней, хотя и утратила большую часть своих миметических аллюзий на свой предполагаемый образец в первом веке. Постепенное принятие социального института утреннего приветствия также объясняет параллельное существование различных форм евхаристического богослужения: его принятие и адаптация есть ответ на рост церквей в одних местах, которые могут оставаться неважными для других.


Текстовые исправления пастыря Ерма в Синайском кодексе443-470

Dan Batovici

Последние две книги в сохранившемся библейском манускрипте Codex Sinaiticus четвертого века — это «Послание Варнавы» и «Пастырь Ерма». Эта статья представляет собой исследование обработки корректорами текста Пастыря Ермы в этом кодексе и расширяет наши знания в различных аспектах как Синайского кодекса, так и его текстовых редакций Пастыря Ермы. Кроме того, делается попытка оценить уместность поправок на рецепцию истории Пастыря Ермы.


Использование Оригена Василием Кесарийским в его полемике с астрологией471-485

Adam D. P. Rasmussen

Василий Кесарийский в своей полемике с астрологией (Гомилии в гексаэмероне 6,5–7) прямо и творчески использует антиастрологический трактат Оригена (Филокалии 23). Мой аргумент основан на идентичном контексте, а именно на толковании Быт. 1:14б, и пяти близких сходствах в содержании, некоторые дословно, между проповедью Василия и антиастрологической полемикой Оригена (и в одном случае на отрывке из De principiis). Эти пять сходств относятся к темам определения генетики, системы генетики, аспектов, жизни звезд и фатализма. В каждом случае Василий использует высказывания Оригена по-разному. Эти способы использования охватывают весь спектр от полного принятия определения генетики, данного Оригеном, до опровержения веры Оригена в то, что звезды живы. Адаптация необходима не только из-за присущей Василию креативности и относительной независимости от Оригена, но и из-за того, что риторическая форма обращения Василия отличается от обращения Оригена: в то время как Ориген предлагает комментарий с систематической структурой вопросов и ответов, представляет собой риторически изощренную обличительную речь, в которой используются сарказм и насмешки, чтобы развлечь и убедить аудиторию. Василий использует высказывания Оригена иногда свободно, иногда дословно, но всегда критически, чтобы поддержать свои собственные цели.


Восстановлено греческое исповедание Акакия Бероийского (CPG 6481)486-508

Wolfram Kinzig

Автор представляет новую реконструкцию большей части греческого текста исповедания веры, который полностью сохранился только в латинском переводе, приписываемом Акакию Беройскому (ок. 330−433 гг. н. э.; ср. CPG 6481). Сохранившиеся греческие фрагменты дошли до нас под именем Амфилохия Иконийского (ум. 398/404); они снова были включены в недавнее издание работы Амфилохия Мишеля Бонне и Севера Дж. Войку (Sources Chretiennes, vol. 553). Тем не менее в настоящей статье утверждается, что христологические отрывки текста лучше соответствуют ситуации после Третьего Вселенского Собора 431 г. и фактически напоминают рождественские проповеди, произнесенные одним из последователей Акакия, Павлом Эмесским, в Александрии в 432 г. 433.


Обзоры509-559

Tor Vegge, Jens Herzer, Matthias Perkams, Jan Dochhorn, Barbara Aland, Allen Brent, Michael Slusser, Blossom Stefaniw, Tobias Georges, Ekkehard Mühlenberg, Christian Tornau, Bianca-Jeannette Schröder, Achim Arbeiter, Wiebke Gernhöfer, Heinz Ohme


Короткие объявления560-568

Peter Gemeinhardt, Peter Gemeinhardt


Реестр вакансий569-602

Наверх