Journal of Ancient Christianity (Том 25 №1)

Содержание


Титульная страницаi-iv

Статьи


Священнослужители и их роли в позднеантичном христианстве — введение1-2
Как много было позднеантичных пресвитеров и чем они были заняты?3 -37

Robert Wiśniewski

В этой статье делается попытка подсчитать позднеантичное духовенство и оценить их рабочую нагрузку. Оценивается количество клириков, и особенно пресвитеров, в христианских общинах разного размера и исследуется, как и почему соотношение клириков и мирян менялось с течением времени. Во-первых, исследуя ситуацию в городе Риме, он показывает, что рост в рядах пресвитеров с третьего по пятый век был медленным, и утверждает, что это было результатом конкурирующих интересов епископов, мирян, богатых ктиторов, и прежде всего среднего духовенства. Последняя группа, не хотела увеличивать свое число, поскольку это негативно сказывалось на их доходах. Результаты этого явления можно увидеть и в других крупных кафедрах христианского мира, в которых в поздней античности на несколько тысяч мирян приходился один пресвитер. Интересно, что в небольших городах этот коэффициент был значительно ниже. Во-вторых, в данной статье показано, как меняющееся соотношение клириков и мирян повлияло на уровень профессионализма первых. В больших городах утяжелялись церковные обязанности пресвитеров, служивших в растущей общине. Это превратило пресвитеров в полновременных религиозных служителей, в то же время сделав их еще более зависимыми от церковного дохода. Однако в городах и селах картина была иной. В местах, где один пресвитер служил очень небольшой общине, его работа отнимала меньше времени, но и приносила меньше дохода. Вследствие этого сельские пресвитеры должны были обеспечивать свои семьи ремесленным трудом, торговлей или земледелием, потому что у них было на это время.

Материал находится в открытом доступе 🔓

Роль священнослужителей в повествованиях о мучениках Северной Африки третьего века38-52

Éric Rebillard

Сравнение роли духовенства в Passio Perpetuae, Vita Cypriani, Passio Mariani et Iacobi и Passio Lucii et Montani показывает, что напряженность вокруг соответствующих авторитетов клириков и мучеников/исповедников продолжает разделять христиан в Карфагене после смерть Киприана.


От раба до епископа. Ранняя церковная карьера Каликста и механизмы духовного продвижения53-73

András Handl

Епископ Римский Каликст I (217?–222?) хорошо известен своей должностью управляющего κοιμητήριον, самым ранним подземным захоронением, известным сегодня как Катакомбы Калликста. Однако плохо задокументирована, и особенно интересна ранняя церковная карьера Каликста, начавшаяся с признания его исповедником вскоре после возвращения с рудников Сардинии. Этот труд призван пролить свет на этот период жизни и исследовать механизмы продвижения Каликста на церковное служение. В нем утверждается, что общение Каликста с духовенством не было просто благочестивым актом в честь его личных и духовных достижений. Похоже, это был еще и мощный инструмент финансовой поддержки, интеграции, а при необходимости и контроля над независимыми духовными авторитетами. Более того, инсталляция Каликста в активное служение, как и инсталляция других исповедников, демонстрирует типичные модели взаимоотношений клиента-покровителя.

Материал находится в открытом доступе 🔓

Пресвитеры, служащие пастырями в Римской Африке74-92

James Patout Burns

Пресвитеры служили отдельными пасторами в сельских общинах, в региональной церкви Карфагена или другом городе, таком как Суфетула, в котором было несколько церквей и общин. Двадцать таких пресвитеров можно определить по имени или местонахождению. Пресвитер или группа пресвитеров также могли служить заменой епископа, который находился в пути, был инвалидом или между смертью одного епископа и рукоположением преемника. Один такой пресвитер (Ираклий Гиппопотамский) может быть идентифицирован как давний администратор Августина. Переписка Августина и законодательство африканских епископов — обычно по дисциплинарным вопросам — содержат большую часть информации о пресвитере. Законодательство Африканской церкви ограничивало полномочия этих пресвитеров на крещение и совершение других действий, изменяющих статус члена конгрегации: принимать кающихся к причастию кроме чрезвычайных ситуаций, рукополагать девственниц. Хотя в законодательстве пресвитер назывался praepositus, лицом, назначенным ответственным, обычно пресвитеры действовали под надзором епископа.


«Ни бедности, ни богатства»: Амвросиаст и проблема духовного вознаграждения93-107

David G. Hunter

В нескольких местах анонимный римский пресвитер, ныне известный как «Амвросиаст», выражал беспокойство по поводу компенсации, предоставляемой пресвитерам. В этой статье рассматриваются его комментарии в контексте нескольких событий четвертого века: во-первых, ограничения, наложенные на членов куриального класса в отношении занятия церковной должности, явление, засвидетельствованное как в имперском законодательстве, так и в святоотеческих источниках; во-вторых, распространение аскетических идеалов духовной жизни, особенно поддерживаемых такими писателями, как Амвросий и Иероним. Хотя Амвросиаст разделял мнение о том, что член духовенства (ecclesiasticus) должен воздерживаться от «мирской деловой деятельности» (negotia saecularia), в отличие от своих более аскетических современников, он подчеркивал важность адекватной оплаты для духовенства и призывал богатых христиан посодействовать этому.


Audientia sacerdotalis? — Замечания о правовой природе разрешения споров между священнослужителями в поздней античности108-149

Marzena Wojtczak

Проблема audientia episcopalis в поздней античности была предметом обширных исследований. Предыдущие исследования, как правило, были сосредоточены на правовой доктрине, а также на картине епископских судов в свете литературных источников. Напротив, вопрос о том, как Audientia episcopalis функционировала в юридической практике, как показано в папирусах, вызывал у ученых большие трудности из-за ограниченности доступного материала, а также из-за неясного характера института. Поэтому можно задаться вопросом: как возможно, что такая якобы общепринятая практика разрешения споров епископами — как заставляют думать литературные источники — так неуловима в папирусах? Чем объяснить одновременное увеличение за этот период папирологических свидетельств, осуществляемых духовенством низшего ранга? Можем ли мы иметь дело с какой-то разновидностью audientia sacerdotalis, функционирующей в юридической практике? Насколько в действительности была широко распространена audientia episcopalis? В статье предпринята попытка ответить на эти вопросы путем сопоставления имперского права со свидетельствами судебной практики.


Обзоры


Старый Свет. О земле и море, господстве и войне, мифе, культе и искуплении150-151

Hartmut Leppin

Pedro Barceló: Die Alte Welt. Von Land und Meer, Herrschaft und Krieg, Mythos, Kult und Erlösung, Darmstadt (Wissenschaftliche Buchgesellschaft) 2019, 704 S., ISBN 978-3-8053-5186-7, € 35,–.


Христианский дискурс поздней античности: герменевтическая, институциональная и текстовая перспективы152-154

Martin Meiser

Anna Usacheva und Anders-Christian Jacobsen, Hgg.: Christian Discourse in Late Antiquity: Hermeneutical, Institutional and Textual Perspectives, Paderborn (Ferdinand Schöningh) 2020, XIV + 249 S., ISBN 978-3-506-70346-0, € 84,76.


Игнатий Антиохийский и арианская полемика154-159

Hanns Christof Brennecke

Paul R. Gilliam III: Ignatius of Antioch and the Arian Controversy, Supplements to Vigiliae Christianae 140, Leiden (Brill) 2017, XII + 258 S., ISBN 978-90-04-34287-3, € 120,–.


Мученичество Конона Исаврийского. Введение, текст и перевод159-162

Hans Reinhard Seeliger

Philipp Pilhofer: Das Martyrium des Konon von Bidana in Isaurien. Einleitung, Text und Übersetzung, Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur 188, Berlin (de Gruyter) 2020, XX + 195 S., ISBN 978-3-11-064105-9, € 99,95.


Христианское чтение: язык, этика и порядок вещей163-167

Peter Gemeinhardt

Blossom Stefaniw: Christian Reading: Language, Ethics, and the Order of Things, Oakland (University of California Press) 2019, X + 249 S., ISBN 978-0-520-30061-3, $ 95,–.


Межрелигиозные конфликты в 4-5 вв. Юлиан «Contra Galilaeos» — Кирилл «Contra Iulianum»167-171

Maijastina Kahlos

Gerlinde Huber-Rebenich and Stefan Rebenich, eds.: Interreligiöse Konflikte im 4. und 5. Jahrhundert. Julian „Contra Galilaeos“ – Kyrill „Contra Iulianum“, Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur 181 (Berlin: de Gruyter) 2019, XV + 292 pp., ISBN 978-3-11-055124-2, € 99,95.


Музыка как аргумент позднеантичных отцов церкви. Исследования Лактанция, Евсева, Златоуста и Августина172-178

Michael Dörnemann

Jutta Günther: Musik als Argument spätantiker Kirchenväter. Untersuchungen zu Laktanz, Euseb, Chrysostomos und Augustinus, PHILIPPIKA. Altertumswissenschaftliche Abhandlungen. Contributions to the Study of Ancient World Cultures 132, Wiesbaden (Harrassowitz) 2019, X + 383 S., ISBN 978-3-44-11199-7, € 84,–.


Константинопольский собор 536178-181

Richard Price

Patrick Brimioulle: Das Konzil von Konstantinopel 536, Roma Aeterna. Beiträge zu Spätantike und Frühmittelalter 8, Stuttgart (Franz Steiner) 2020, 323 pp., ISBN 978-3-515-12666-3, € 58,–.


The Collectio Avellana and Its Revivals, Newcastle upon Tyne 181-184

Wolfram Kinzig

Rita Lizzi Testa und Giulia Marconi, Hgg.: The Collectio Avellana and Its Revivals, Newcastle upon Tyne (Cambridge Scholars) 2019, XXXII + 650 S., ISBN 978-1-5275-2150-6, £ 105,99.

© 2020 Библия и христианская древность