Journal of Ancient Christianity (Том 25 №2)

Содержание


Титульная страницаi-iv

Издание


Родной первенец или почему нельзя из прямой линии делать кривую. Новый неизвестный греческий фрагмент из комментария Кирилла Александрийского на Послание к Евреям185 -195

Konrad F. Zawadzki

Настоящая статья предлагает первое издание ранее не публиковавшегося греческого отрывка из утерянного комментария Кирилла Александрийского на Послание к Евреям. Более того, в статье приводится его перевод на немецкий язык и обсуждение его подлинности. Завершает статью подробный богословский анализ фрагмента, содержащего объяснение Кириллом греческого термина ὁ πρωτότοκος (Евр. 1:6).


Эссе


Диалог Юстина и поиск современного дискурса между христианами и евреями: детальный разбор диалога, глава 47196-205

Tobias Georges

В течение длительного времени ведутся научные споры о том, отражает ли диалог Юстина с Трифоном подлинный «христианско-иудейский диалог». Не претендуя на то, чтобы дать ответ, эта статья сосредоточится на 47 главе, чтобы указать на современный дискурс между христианами и евреями, который мог лечь в основу сочинений Юстина.

В главе 47 Трифон и Юстин обсуждают, будут ли иметь спасение евреи, которые верят в Иисуса как в Мессию, но продолжают соблюдать закон. Вопреки другим христианским мнениям, Юстин утверждает, что они будут спасены, если не заставят своих собратьев-христиан соблюдать закон в той же степени, что и они сами. Это хорошее свидетельство внутрихристианского дискурса о спасении верующих во Христе, которые продолжают соблюдать закон, последующие строки в 47 главе предполагают, что те евреи, которые не верят в Иисуса Христа, являются частью более широкого христианско-иудейского рассуждения о вечном спасении. Это потому, что для Юстина суть всех попыток заставить христиан соблюдать закон (даже попыток предполагаемых верующих во Христа) заключается в том, что они стремятся заменить веру во Христа соблюдением закона, исключая первое. Именно вопрос о вечном спасении побуждает Иустина Философа и Трифона иудея начать обсуждение в «Диалоге» (8:2–4).


Иов как стойкий борец: Образцовый атлетизм у Иоанна Златоуста и Севериана Гавальского206-232

Olympe De Backer, Thomas Valgaeren

В греческой поздней античности библейский персонаж Иова изображался двумя разными способами: как Иов, нетерпеливый жалобщик, и как Иов, терпеливый страдалец. Последний образ часто обогащался агонистическими метафорами, описывающими Иова как идеального спортсмена, борющегося с дьяволом. Однако, несмотря на свою распространенность, этот образ изучался изредка и не полностью. Статья призвана восполнить этот пробел, исследуя, как христианские авторы стратегически использовали образ Иова как спортсмена, чтобы усилить его влияние как образец для подражания. Во-первых, кратко исследуется этот образ в библейских традициях и в произведениях Оригена, Василия Кесарийского и Григория Нисского. Далее основная часть статьи посвящена творчеству Иоанна Златоуста и Севериана Гавальского. Необходимо выяснить, какой образ (образы) Иова представляет каждый автор и как этот образ представлен, а также выявить функцию и уместность агонистических метафор, используемых для изображения Иова. Для достижения этой цели в статье предлагается филологический анализ некоторых важнейших первоисточников в их социокультурном контексте. Агональные метафоры также были проанализированы в соответствии с принципами когнитивно-лингвистической теории метафор. В конце статьи показано, как Златоуст и Севериан использовали Иова в качестве образца-спортсмена, чтобы подстрекать свою аудиторию к стремлению к совершенной христианской жизни. Это свидетельствует о том, что агональные метафоры глубоко значимы для изображаемого Иова, поскольку приглашают зрителя взглянуть на жизнь Иова, а, следовательно, и на собственную жизнь, под новым углом. Превращая Иова из пассивного страдальца в активного спортсмена, являющегося высшим примером стойкости, метафоры проливают новый свет на страдания Иова и тем самым на проблему теодицеи.


«Церковная история» Руфина Аквилейского и «История египетских монахов»: Двойная программа монашеской историографии233-249

Andrew Cain

«История египетских монахов» представляет собой аномалию среди обширного корпуса переводов, сделанных Руфином Аквилейским, потому что представляет собой его единственный известный эксперимент с литературным жанром монашеской агиографии. В данной статье исследуется вопрос о том, почему он вообще взялся за этот проект, и рассматривается вопрос об авторском замысле в более широком контексте деятельности Руфина как церковного историка. В частности, я предполагаю, что он рассматривал «Историю египетских монахов» отчасти как продолжение или дополнение к своей недавно завершенной «Церковной истории» и предполагал, что оба произведения совместно сформулируют его видение египетских монахов как главных движущих сил в христианизации Римской империи IV века.


Размышления о форме и жанре в письмах Иеронима250-268

Gina Derhard-Lesieur

Я предлагаю подойти к подборке писем Иеронима с теорией родовых модусов, установленной Аластером Фаулером и Клаусом У. Хемпфером, и с концепцией родового обогащения, разработанной Стивеном Дж. Харрисоном. Используя эти понятия, к эпистолярному жанру, известному своей открытостью и разнообразием форм, можно подойти со смещенной эстетической точки зрения. Мой анализ сосредоточен на двух показательных письмах. В первом из этих двух писем Иероним просит друга присоединиться к нему в его аскетическом образе жизни в пустыне (Иероним, Письмо 14). Чтобы проиллюстрировать развитие своих аргументов, Иероним использует традиционные морские метафоры и развивает литературную celeuma. Он делает это, превращая его в модель формы письма и расширяя эпистолярный жанр через гимноподобный способ. Таким образом, автор христианизирует celeuma и превращает ее в гимн. Во втором письме Иероним просит вдову-христианку покинуть Рим и присоединиться к нему в Вифлееме (Иероним, Письмо 46). Автор интегрирует сатирический стиль в некоторые отрывки, отсылающие к языческим и библейским традициям сатиры. Поэтому он превращает свое сатирическое описание в аргумент, подтверждающий его цель. И гимноподобные элементы, и сатирические пассажи не имеют полной внешней формы соответствующих жанров, а скорее соответствуют понятию ладов. Таким образом, эпистолярный жанр расширяется, но не заменяется этими модусами и приобретает дополнительный смысл благодаря их интеграции.


«Ядовитое потомство змеиного семени»: встреча Августина в 418 г. с почетным гражданином Кесарии Мавританской.269-283

Geoffrey D. Dunn

В 418 году Августин столкнулся с Эмеритом, одним из своих противников-донатистов, в Кесарии Мавретанской (современный Шершель). В получившейся работе Gesta cum Emerito Августин заново пережил некоторые из аргументов, которые ранее использовались против донатистов в 411 году, в частности, когда Алипий зачитал отрывки из письма Аврелия 411 года к Марцеллину, имперскому уполномоченному (Epistula 128). Августин не только формирует наше понимание встречи 418 года, но и продолжает контролировать то, как должна была запомниться конфронтация 411 года. В этой статье будет рассмотрено, как Gesta cum Emerito увидело слабость донатистов в 411 г., основанную на их непоследовательности в отношениях с раскольниками, особенно их отношение к максимианистам на синоде 394 г. Встреча дала Августину возможность выделить максимианистов в большей степени, чем это показывают записи 411 года.


Библейский текст и его варианты в центре полемики между императором Юлианом и Кириллом Александрийским: Бытие 6,2 и 49,10284-319

Marie-Odile Boulnois

Библейский аргумент играет значительную роль в полемике Юлиана с христианством и, безусловно, способствовал «непобедимой эффективности» его работы, как указывал его противник Кирилл Александрийский. Эта статья фокусируется на двух стихах Бытие 49:10 и Бытие 6:2, на которые ссылается Юлиан, чтобы доказать, что Моисей никогда не говорил ни о пришествии Иисуса, ни о Единородном Сыне Божьем, и, следовательно, что христиане неверны Моисею. Специфика этого спора состоит в том, что речь идет не только о толковании этих стихов, но и о самой форме библейского текста, его возможной фальсификации или наличии маргиналий. Во втором случае опровержение Кирилла в его Contra Julianum, а также параллели в других кириллианских произведениях помогают понять, что Юлиан имеет в виду библейский паратекст, редкий элемент, укрепляющий его репутацию хорошего знатока экзегетических дебатов его времени и дает особенно интересное свидетельство о материальной передаче библейского текста.


Католическая идентичность во враждебном вандальском контексте: взгляды Notitia Provinciarum320-339

Christoph Scheerer

При оценке Notitia Provinciarum приходится сталкиваться с неясностями в отношении передачи и содержания. В этой статье делается попытка получить последовательный взгляд на этот документ в отношении изложенных фактов и предполагаемого исторического контекста, а также сделать выводы относительно идентичности католиков в вандальной Африке.

Было исследовано отношение к Historia Persecutionis Victor of Vita и Liber Fidei Qatarae. Предполагая текстовую согласованность документа, выводы о его контекстуальном расположении были сделаны из его намеков внутри. Связав его с событиями, о которых сообщается в Historia Persecutionis, было разъяснено значение прилагательных к именам, и было продемонстрировано последовательное понимание документа. Информация о идентичности католиков в Африке вандалов была получена из результатов этой оценки из-за различий между провинциями в отношении аппозиций.

Таким образом, становятся очевидными различные взгляды и решения внутри Африканской католической церкви в отношении правления вандалов и отношения к католическому экуменическому христианству. Несмотря на общее исповедание веры, задокументированное в Liber Fidei Qatarae, не было общей позиции по отношению к правлению вандалов и католическому экуменическому христианству.


Обзоры


Basileia bei Origenes. Historisch-semantische Analysen im Matthäuskommentar340-342

Anders-Christian Jacobsen

Angelica Dinger: Basileia bei Origenes. Historisch-semantische Analysen im Matthäuskommentar, Beiträge zur historischen Theologie 194, Tübingen (Mohr Siebeck) 2020, IX + 337 pp., ISBN 978-3-16-159127-3, € 94,–.


Проповедь Евангелия эллинам: Жизнь и труды Григория Чудотворца342-346

Samuel Pomeroy

Francesco Celia: Preaching the Gospel to the Hellenes: The Life and Works of Gregory the Wonderworker, Late Antique History and Religion 20, Leuven (Peeters) 2019, X + 379 pp., ISBN 978-90-429-3816-8, € 105,–.


Нетворкинг епископов в поздней античности: связь и общение через границы346-352

Hajnalka Tamas

Carmen Angela Cvetković and Peter Gemeinhardt, eds.: Episcopal Networks in Late Antiquity: Connection and Communication Across Boundaries, Arbeiten zur Kirchengeschichte 137, Berlin (de Gruyter) 2019, VII + 365 pp., ISBN 978-3-11-073662-5, € 19,95.


Гипатия Александрийская: ее контекст и наследие352-355

David Brakke

Dawn LaValle Norman and Alex Petkas, eds.: Hypatia of Alexandria: Her Context and Legacy, Studien und Texte zu Antike und Christentum 119, Tübingen (Mohr Siebeck) 2020, XIV + 343 pp., ISBN 978-3-16-154969-4, € 99,–.


Демоны поздней античности: их восприятие и трансформация в разных литературных жанрах355-358

Samantha L. Miller

Eva Elm and Nicole Hartmann, eds.: Demons in Late Antiquity: Their Perception and Transformation in Different Literary Genres, Transformationen der Antike 54, Berlin (de Gruyter) 2019, 176 pp., ISBN 978-3-11-062672-8, € 82,95.


Катарсис в имперской и поздней античности. Представления об очищении и непорочности в медицине, платоновской философии и христианском богословии II-IV вв.358-360

Andreas Weckwerth

Christoph Hammann: Katharsis in Kaiserzeit und Spätantike. Vorstellungen von Reinigung und Reinheit in Medizin, platonischer Philosophie und christlicher Theologie des 2. bis 4. Jahrhunderts n. Chr., Hypomnemata 208, Göttingen (Vandenhoeck & Ruprecht) 2020, 983 S., ISBN 978-3-525-31723-5, € 100,–.


Krankheit und ihre Behandlung. Studien zu Sophronios von Jerusalems Wundern der Heiligen Kyros und Johannes360-362

Michael Dörnemann

Wolfgang Häfele: Krankheit und ihre Behandlung. Studien zu Sophronios von Jerusalems Wundern der Heiligen Kyros und Johannes, Studien und Texte zu Antike und Christentum 118, Tübingen (Mohr Siebeck) 2020, X + 295 S., ISBN 978-3-16-159192-1, € 89,–.


Crimen Obicere: судебная риторика и антидонатистская переписка Августина363-366

Anthony Dupont

Rafał Toczko: Crimen Obicere: Forensic Rhetoric and Augustine’s anti-Donatist Correspondence, Forschungen zur Kirchen- und Dogmengeschichte 120, Göttingen (Vandenhoeck & Ruprecht) 2020, 232 pp., ISBN 978-3-525-56722-7, € 59,99.

Наверх