Journal of Ancient Christianity (Том 25 №3)

Содержание


Титульная страницаi-iv

Эссе


Послание к Титу 1,12: Эпименид, древнехристианские ученые, смерть Зевса и критский парадокс367-394

John Granger Cook

Многие логики и экзегеты читали послание к Титу 1:12 как пример парадокса лжеца, не уделяя должного внимания природе древнего пророческого высказывания. Вместо того, чтобы читать этот стих как логическую головоломку, его следует читать из его древнего контекста в истории религий — контекста, о котором знали древние христианские ученые. Сирийские ученые сохранили критское предание о смерти Зевса, которое, вероятно, восходит к Феодору Мопсуестийскому. Бог, ответственный за оракул Эпименида, предположительно отверг критскую традицию смерти Зевса. Следовательно, истинность 1:12 зависит от оракула, а не от человека (то есть от Эпименида), который произносит оракул. Чтение, чувствительное к истории религий, сохраняет точку зрения апостола Павла к Титу 1:13: ἡ μαρτυρία αὕτη ἐστὶν ἀληθής. Следовательно, существует сильная аналогия между словами Каиафы в Иоанна 11:49-50 и словами Эпименида в послании Титу 1:12.


Сирийская «Песнь о жемчужине» и манихейская редакция. В память о диссертации Вильгельма Буссе (1917/1918)395-451

Gisela Fuchs

Сто лет назад (1917/1918) Вильгельм Буссе открыл новое предположение, выдвинув тезис о том, что в «Деяниях Иуды Фомы» обнаружены следы манихейского редактирования, особенно в «Песне апостола Иуды Фомы в земле индийской», пожалуй, самом известном и самом красивом стихотворении на сирийском языке. В этом стихотворении, по мнению Буссе, этапы жизни принца, главного героя, странным образом совпадают с этапами жизни Мани, основателя манихейской религии. Настоящая статья вновь обращается к этому тезису, который, как и прежде, пользуется большим интересом. Он принимает во внимание более старые свидетельства (например, традиции ранней Церкви), в то же время вводя новые аргументы, основанные на рассмотрении оригинальной манихейской литературы и ярких особенностей языка и стиля. В своего рода панорамном виде это показывает, что «Гимн Жемчужине» действительно подвергся манихейскому редактированию: мотивы и темы из более старых традиций были адаптированы и дополнены новым интерпретационным материалом. Взятые вместе, старые и новые наблюдения подтверждают тезис Буссе о том, что сын короля в «Гимне жемчужине» отождествлялся с Мани и что редактор (или школа редакторов) переработал стихотворение, чтобы оно указывало на него.


Раннее собрание актов Эфесского собора (431 г.) в Антиохии452-478

Thomas Graumann

Хранение и обращение документов и актов, созданных восточными епископами на Эфесском соборе (431 г.), неясны. Письмо Феодорита, написанное накануне Второго Эфесского собора, представляет собой исключительное окно в набор документов, относящихся к этому событию и хранившихся в то время в Антиохии. Описание раскрывает общий объем и характер этого набора документов, включая некоторые аспекты их возможной существенности, а также тенденции и цели, которыми они руководствовались при составлении. Кроме того, это позволяет предварительно отождествить несколько упомянутых документов с документами, сохранившимися в более поздних коллекциях.


Леонтополис: имперский город без епископа?
Местонахождение и история места культа Исаврийского мученика
479-506

Philipp Pilhofer

Город Леонтополис в Исаврии впервые появляется в источниках к концу V века, точнее: в юридическом тексте более позднего Кодекса Юстиниана. В общем, сохранившаяся информация очень скудна. В данном очерке рассматривается исходный материал, в частности упомянутый закон и мученичество Конона из Биданы. На этой основе предлагается дата основания, устанавливается новая локализация города и решается вопрос о собственной епископской кафедре.


Обзоры


Христианские учителя в Риме второго века: школы и ученики в древнем городе507-512

Peter Gemeinhardt

Gregory H. Snyder, Hg.: Christian Teachers in Second-Century Rome: Schools and Students in the Ancient City, Supplements to Vigiliae Christianae 159, Leiden (Brill) 2020, X + 219 S., ISBN 978-90-04-42247-6, € 115,–.


Подъем раннехристианского интеллектуализма512-517

Josef Lössl

Lewis Ayres und H. Clifton Ward, Hgg.: The Rise of the Early Christian Intellectual, Arbeiten zur Kirchengeschichte 139, Berlin (de Gruyter) 2020, XIII + 272 S., ISBN 978-3-11-060755-0, € 86,95.


Тертуллиан пишет Adversus Valentinianos. Аргументативное противопоставление валентинианам как закрытое произведение в риторической перспективе517-521

Volker Lukas

Sarah-Magdalena Kingreen: Tertullians Schrift „Adversus Valentinianos“. Die argumentative Widersetzung Tertullians gegen die Valentinianer als ein in rhetorischer Perspektive geschlossenes Werk, Studien und Texte zu Antike und Christentum 120, Tübingen (Mohr Siebeck) 2020, XIV + 496 S., ISBN 978-3-16-159602-5, € 104,–.


Искусство, ремесло и теология у христианских авторов четвертого века522-524

Alberto Jesús Quiroga Puertas

Morwenna Ludlow: Art, Craft, and Theology in Fourth-Century Christian Authors, Oxford Early Christian Studies, Oxford (Oxford University Press) 2020, XI + 269 pp., ISBN 978-0-19-884883-7, £ 65,–.


Религиозное инакомыслие в поздней античности 350-450 гг.525-526

Jennifer Barry

Maijastina Kahlos: Religious Dissent in Late Antiquity 350–450, Oxford Studies in Late Antiquity, Oxford (Oxford University Press) 2020, XIV + 274 pp., ISBN 978-0-19-006725-0, £ 71,–.


Возникновение христианского богословия и конец античной метафизики: святоотеческая философия от каппадокийских отцов до Иоанна Дамаскина526-530

Theo Kobusch

Johannes Zachhuber: The Rise of Christian Theology and the End of Ancient Metaphysics: Patristic Philosophy from the Cappadocian Fathers to John of Damascus,Oxford (Oxford University Press) 2020, 384 S., ISBN 978-0-19-885995-6, £ 79,–.


Паулин и его Нола. Реклама паломнического центра поздней античности530-535

Caroline Kreutzer

Islème Sassi: Paulinus und sein Nola. Werbung für ein spätantikes Pilgerzentrum,Schweizerische Beiträge zur Altertumswissenschaft 48, Basel (Schwabe) 2020, 403 S., 3 Abbildungen, ISBN 978-3-7965-4057-8, CHF 74,–.


Монах и священнослужители. Аскетические представления о духовенстве в древнем христианстве535-540

Andreas Müller

Christian Hornung: Monachus et sacerdos. Asketische Konzeptualisierungen des Klerus im antiken Christentum, Supplements to Vigiliae Christianae 157, Leiden (Brill) 2020, VIII+271 S., ISBN 978-90-04-41957-5, € 105,–.


Так в чем же наша награда? Финансы североафриканских церквей в 4-м и начале 5-го веков541-544

Erika Hermanowicz

Ansgar Teichgräber: Was ist also unser Lohn?Die Finanzen der nordafrikanischen Kirchen im 4. und frühen 5. Jahrhundert, Jahrbuch für Antike und Christentum. Ergänzungsband Kleine Reihe 16, IX + 244 pp., Münster (Aschendorff) 2020, ISBN 978-3-402-10925-0, € 39,–.


Exégèse et prédication chez Quodvultdeus de Carthage: катехетическая функция библейской типологии544-547

Robin Whelan

David Kangnidi Djagba: Exégèse et prédication chez Quodvultdeus de Carthage: La fonction catéchétique de la typologie biblique, Cerf Patrimoines, Paris (Éditions du Cerf) 2020, 566 pp., ISBN 2-204-14023-32, € 39,–.


© 2020 Библия и христианская древность