Journal of Eastern Christian Studies Том 50, выпуск 3-4

Периодическое издание Института восточных христианских исследований в Неймегене в сотрудничестве с Лувенским центром восточного христианства и Институтом раннехристианских и византийских исследований при Католическом университете Лёвен.
Журнал восточно-христианских исследований (JEastCS) — это рецензируемый журнал, в котором публикуются оригинальные исследования о традициях и современном положении восточно-христианских общин на Ближнем Востоке, в Центральной и Восточной Европе и на Балканах, а также в других местах, где восточные христиане жили и стали жить в прошлом и настоящем.
Журнал восточных христианских исследований реферируется и индексируется в базе данных религии ATLA; Индекс теологический; Elenchus Bibliographicus (Ephemerides Theologicae Lovanienses); Международная библиография периодической литературы по гуманитарным и социальным наукам / ИБЗ онлайн; ERIH PLUS (Европейский справочный индекс гуманитарных и социальных наук); перекрестная ссылка
Журнал восточно-христианских исследований является рецензируемым журналом.
Выходные данные
Volume: 50
Issue: 3-4
Date: 1998
Pages: 329
DOI: 10.2143/JECS.50.3.2003059
ISSN : 1783-1555
E-ISSN : 1783-1520
CATEGORIES : Classical Studies, Oriental Studies, Patristics, Theology
Содержание
167 — 183
Якоб из Саруга
Слово на праздник Явления
ДЕН БИЗЕН, К.
Иаков Саругский: Слово на Богоявление
Иаков из Саруга (±450–521) — один из самых плодовитых авторов ранней сирийской традиции. После учебы в знаменитой богословско-экзегетической «Школе персов» в Эдессе он на несколько десятилетий посвятил себя приходскому служению, поставив свои поэтические таланты на службу пастырской деятельности. Посреди теологических водоворотов своего времени он придерживался миролюбивой и примирительной позиции, поддерживая умеренную монофизитскую партию Севера Антиохийского и придерживаясь «агностической» и антиинтеллектуалистической традиции Ефрема. Его церковные и богословские амбиции были слишком скромны, чтобы обеспечить ему ведущее положение в церковной политике своего времени, и мы почти не знаем никаких подробностей его жизни. В каком-то смысле он отомстил истории благодаря большому количеству и огромной популярности своих литературных произведений. В то время как Иаков сочинил сотни метрических проповедей, называемых мэмре, его прозаические тексты состоят только из 43 букв и шести тургам, или проповедей, посвященных главным литургическим праздникам. Вторая из этих проповедей, «на Богоявление», представлена здесь в голландском переводе вместе с анализом ее образов.
185 — 210
Мари и Кохе
ВАН ВОССЕЛЬ, В.
Мари и Кохе
П. Хаддад, Багдад, недавно заново открыл начальную часть так называемой Хроники Си’ирта (под редакцией А. Шера в Patrologia Orientalis). Согласно этой начальной части, настоящее название летописи должно быть «Составленная церковная история». Фрагмент, посвященный истории Мари, его происхождению и евангелизации аль-Мадаина (Селевкии-Ктесифона), столицы Персидской империи, здесь впервые полностью переведен.
Автор сравнивает свой текст с легендарной Vita Maris V века и предполагаемой переработкой Ch. 5 Китаб эль-Маддал Мари бин Сулейман. Оказывается, Мари? бин Сулейман внимательно следует «Сборнику церковной истории», а не основывается на Китаб эль-Маддаль. Статья завершается некоторыми сведениями о современном состоянии археологического памятника Кохе (Селевкия).
211 — 228
Традиционная культура и старообрядцы
ХАУ, Йован Э.
Традиционная культура и старообрядцы
Раскол в Русской Православной Церкви, ускорившийся в 1654 году «реформами» патриарха Никона, явился важной вехой в развитии Российского государства и общества. Он положил начало духовному кризису, который в конечном итоге расколол русское общество и культуру на все более секуляризованный «западный» компонент, ограниченный сначала высшими кастами образованного дворянства, связанными с царским двором, армией и государственной службой, и традиционной культурой крестьянства, в повседневное поведение которых регулировалось ритуалом и религией. Русская национальная культура, глубоко укоренившаяся в этом крестьянском быте и системе верований, имела тенденцию лучше всего выживать в старообрядческих общинах. Велик вклад исследований фольклора, песенного и изобразительного искусства, ремесел, иконописи, литературы и религиозных обычаев старообрядцев в понимание русской традиционной культуры. Парадоксально, но первые ростки «гражданского общества» зародились и в старообрядческих общинах, давших первых отечественных капиталистов — купцов-промышленников и банкиров, не зависящих ни от царского государства, ни от иностранного капитала.
229 — 241
Путеводитель по старому ритуализму
ХАУ, Йован Э.
Путеводитель по древнему обрядованию
Старообрядчество отличалось гораздо большим, чем приверженцами обрядов, от которых отказалась контролируемая государством Церковь. Она выражала мировоззрение значительной части населения, прежде всего крестьянства, отвергавшего секуляризацию общества, эвфемистически называемую «вестернизацией». Навязывание царем Алексеем Михайловичем? форм богослужения, введенных в Киевском Патриархате при польском правлении, с использованием «исправленных» текстов, напечатанных иезуитами, истолковывалось как знак того, что «духовный антихрист» вошел в царское государство и Церковь. Жестокое преследование защитников Древней Благодати подтвердило это мнение. В царствование Петра I (Великого) посягательство на традиционную культуру и верования приняло всеобщий характер, охватив все слои населения. Часть старообрядцев в ответ объявила Петра «антихристом во плоти». В условиях гонений старообрядческое движение породило несколько течений, различающихся по своему отношению к государству и его церкви. Старообрядчество пережило столетия репрессий и секуляризации, и сегодня старообрядческие общины можно найти на всех континентах, кроме Африки.
243 — 256
Признание Октябрьской церкви сестринской церковью Вторым Ватиканским собором
САТТНЕР, Эрнст Хр.
Признание Вторым Ватиканом Православной Церкви Церковью-Сестрой
После многовековой исключительности сегодня Римско-католическая церковь считает Православную Церковь Церковью-Сестрой. В этом процессе решающую роль сыграл II Ватиканский собор (Lumen gentium, Unitatis redintegratio). Полное общение преследуется. Необходим тщательный диалог, особенно о папском первенстве. Желательно, чтобы обе Церкви начали давать друг другу полное общение.
257 — 267
Богословский диалог о Филиокве I
ДЭВИДС, Адельберт
Богословский диалог о Filioque, I
Цель документа Ватикана от 1995 г. «Греческие и латинские традиции относительно исхождения Святого Духа», составленного Папским советом по содействию христианскому единству, состоит в том, чтобы возобновить богословский диалог об исхождении Святого Духа, который осуществляется Совместной международной комиссией между Римско-католической церковью и Православной церковью. В своем первом отчете «Тайна Церкви и Евхаристии в свете Тайны Святой Троицы» из Мюнхена в 1982 г. комиссия упомянула многовековые разногласия между двумя Церквами относительно вечного происхождения Святой Троицы. Spirit, но не смог подробно рассмотреть эту тему.
Документ Ватикана от 1995 года состоит из двух частей. В первой части обрисовывается проблема Filioque. На Востоке всегда сохранялась формула символа веры Второго Вселенского Константинопольского собора 381 года, тогда как на Западе Filioque было введено в формулировку о Святом Духе в этом символе веры: «qui a patre filioque procedit». Но и восточное богословие знает об исхождении Духа от Отца через Сына. Во второй части дается объяснение западной теологии Filioque. Вывод документа состоит в том, что оба богословия, как восточное, так и западное, дополняют друг друга (как уже было сказано в новом Катехизисе 1992 г.) и что нет необходимости исключать Filioque из символа веры Западной церкви. Сознавая «законную дополнительность», католическая церковь отказалась от добавления Filioque к символу веры в грекоязычных церквях, даже латинского обряда, которые используют его на греческом языке.
269 - 287
Вселенская хроника
Крейнсен, К.
287 — 296
Индия
МЭДЕЙ, Дж.
296 — 305
Болгария
Гстрейн, Х.
306 — 314
Россия
ВАН ДЕН БЕРКЕН, В.
315 — 316
Объявления
317 — 326
Рецензии на книги и описания
327 — 329
Содержание 50-го тома 1998 г.