Journal of Eastern Christian Studies Том 59, выпуск 3-4

Периодическое издание Института восточных христианских исследований в Неймегене в сотрудничестве с Лувенским центром восточного христианства и Институтом раннехристианских и византийских исследований при Католическом университете Лёвен.
Журнал восточно-христианских исследований (JEastCS) — это рецензируемый журнал, в котором публикуются оригинальные исследования о традициях и современном положении восточно-христианских общин на Ближнем Востоке, в Центральной и Восточной Европе и на Балканах, а также в других местах, где восточные христиане жили и стали жить в прошлом и настоящем.
Журнал восточных христианских исследований реферируется и индексируется в базе данных религии ATLA; Индекс теологический; Elenchus Bibliographicus (Ephemerides Theologicae Lovanienses); Международная библиография периодической литературы по гуманитарным и социальным наукам / ИБЗ онлайн; ERIH PLUS (Европейский справочный индекс гуманитарных и социальных наук); перекрестная ссылка
Журнал восточно-христианских исследований является рецензируемым журналом.
Выходные данные
Volume: 59
Issue: 3-4
Date: 2007
Pages: 298
DOI: 10.2143/JECS.59.3.2030874
ISSN : 1783-1555
E-ISSN : 1783-1520
CATEGORIES : Classical Studies, Oriental Studies, Patristics, Theology
Содержание
129 — 130
Предисловие
ДЕ КУРТЕН, Манон
131 — 145
Булгаков о Софье
СЛЕСИНСКИЙ, Роберт
Тема «софианности мира» как несущего на себе печать небесной Творца-Премудрости (Софии) — постоянная черта мысли Сергия Булгакова, о чем свидетельствуют его ранние работы по философии экономики и религии. Его четкая цель в основной богословский период его жизненного исследования состоит в том, чтобы раскрыть полное значение византийского наследия «иероглифической софиологии» для православного догматического богословия. Центральным пунктом всей софиологии, по мнению Булгакова, является выяснение отношения Бога и мира или, в терминах софиологии, связей, существующих между Божественной Софией и тварной Софией. Главной интуицией Булгакова в этом отношении является понятие «сообразности» между Тем и другим, между небесными первообразами и их земными аналогами. Выявляя следствия Божественной Софии в Святой Троице, Булгаков вылепляет ипостась Отца как Творца в Божественной Софии и через нее, как раскрывается в диадической софианской, самораскрывающей деятельности Сына как Премудрости или «содержания» Божество и Святой Дух как проявление Славы Божества. Рассматривая в этом контексте Усию-Софию-Славу, Булгаков утверждает, что на первый план выходит «тождество в различии». Разъясняя догмат о единосущности Святой Троицы, Булгаков отмечает, как Божество снисходит «отношения» с тварным бытием, тем самым оказывая Себя «тварной Софией». Абсолютная Божественная София тем самым становится «относительной» к тварной Софии, приобретается необходимая соотносительность Божественной Софии и тварной Софии. В то же время творение каким-то реальным образом становится самооткровением самого Бога, при этом прообразы всех тварей находятся с Божеством до творения. Проблемные аспекты тезисов Булгакова еще нуждаются в открытом обсуждении. К ним относятся его редуктивистское понимание причинности — только механического, эмпирического порядка — и его концепция тварной Софии как «мировой души» (остаток Соловьева) между прочим.
147 — 165
«София Премудрость Божия» как имя собственное и понятие Павла Флоренского
Научное исследование
КАНГИССЕР, Бриджит
В русском православии «София, Премудрость Божия» превратилась в важный объект и субъект. Однако она/это никогда не была личностью в историческом смысле, а скорее конструктом. Этот конструкт амбивалентен: «София, Премудрость Божия» выступает, с одной стороны, как Премудрость, с другой стороны, как личность, например, в иконографии. Мой тезис таков: в Софии понятие и лицо неразрывно связаны. На примере «Письмо десяти: София» из «Столп и утверждение истины» Флоренского я пытаюсь обосновать этот тезис с точки зрения философии языка и, в частности, семиотической перспективы. Семиотическая перспектива, то есть исследование того, как работают знаки, включает в себя семиотику, интертекстуальность и практику цитирования. Кроме того, я проанализирую обращение Флоренского с именами в «Имене». Один важный вопрос: каким образом Флоренский цитирует Премудрость или, вернее, Софию? Его практика цитирования и его способ создания дискурса будут описаны в специфически семиотическом ключе. Написанная в форме «интимных писем к другу», «Столп и утверждение истины» подверглась критике Николая Бердяева «за претенциозную эстетическую и лирическую стилизацию». Это позволяет и требует семиотического анализа текста и как художественного текста, даже если в этом случае он рассматривается в уничижительном ключе. С точки зрения культурологии область семиотики перспективна в смысле уточнения понимания текста, что в конечном итоге должно отточить конкретное изложение мысли Флоренского. Замечания Флоренского о философии языка, особенно имени, и его обращение к материальному аспекту знаков вносят вклад в русский культурный дискурс — возможно, в философском и/или богословском плане.
167 — 183
Софианская задача в творчестве Владимира Соловьева
СМИТ, Оливер
В статье исследуется роль Софии в мышлении Владимира Соловьева с точки зрения задачи, поставленной перед человечеством в его системе. Опираясь на три метафоры, используемые для описания Софии в библейской, мистической и поэтической литературе — игра, зеркало и свет — он пытается прийти к пониманию софианского характера этой задачи, бросая вызов более традиционным представлениям о человеческой деятельности в мире и в мире. . Статья продолжает исследование гносеологии Соловьева, доказывая центральную роль чувства и пророчества в ее построении. В заключительном разделе рассматриваются эстетика Соловьева и идея софианского «баланса», а также его попытка интегрировать разум в софианскую задачу.
185 — 211
София Соловьева как опосредующее начало
ХЕЛЛЕМАН, Венди Элгерсма
Это обсуждение Софии как опосредующего принципа признает важную роль опосредования в соединении двух полюсов или реальности, материальной и духовной, отделенных от творения. В «Смысле любви» Соловьева в этой роли представлен Эрот, обеспечивающий окончательное объединение всего сущего через процесс преобразования. Такая роль отведена Софии в «Софии», «Лекциях» и «Русси». В них София, по-видимому, представляет удвоение посреднической работы мировой души; тем не менее ее роль отличается тем, что мировая душа также пала, что признается во всех этих трех работах. София обычно считается женским началом, но обсуждение показывает, что этот женский характер не является существенным для работы посредничества. Женственность важна на «ранних» стадиях исторического процесса, но, ведя историю к ее кульминации, София моделирует разрешение гендерной оппозиции в андрогинном союзе. Отводя Софии сильную роль в посредничестве, Соловьев отводит Марии подчиненное положение, хотя он прекрасно осознавал католическое превознесение Марии как «заступницы» и «царицы небесной» (и аспекты его изображения Софии вполне могут были созданы по образцу последнего). Более серьезными последствиями являются взгляды Соловьева на посредническую деятельность Иисуса. В своем представлении об Иисусе он делает акцент на откровении или онтологическом посредничестве между божественными и смертными существами, а не на традиционном сотериологическом понимании Иисуса как посредника.
213 — 244
Кто Такая София и Почему Она Пишет Мою Рукопись?
Владимир Соловьев и канал Божественной Мудрости
КОРНБЛАТТ, Джудит Дойч
В данной статье рассматривается попытка русского философа и богослова Владимира Соловьева артикулировать свои личные представления о Премудрости Божией или Софии в культурном контексте России на рубеже ХХ века. В эти последние десятилетия существования Российской империи, когда материалистическая философия соперничала со спиритуализмом за господство в культуре, Соловьев смог примирить либеральные ценности прав человека со своими мистическими встречами с Божественной Мудростью. Опираясь на традицию Божественной Премудрости в западной и русской культуре, Соловьев выразил эти встречи с Софией в стихах, в философских и богословских лекциях и статьях, в автоматическом письме. В настоящем исследовании мы рассмотрим каждую из этих форм, чтобы определить, как особая артикуляция Соловьева Божественной Мудрости перекликается с интеллектуальным и творческим климатом его времени. В частности, мы найдем отражение его интуиции в спиритуалистических исследованиях в Америке и Европе (У. Джеймс и участники Общества психических исследований), в модернистской поэзии Британии и Франции (Йейтс и сюрреалисты), а также в психология двадцатого века. Однако, в отличие от многих своих современников, искавших Софию либо в материальной сфере, либо в духовной, Соловьев утверждал, что она и сверхъестественна, и глубоко человечна. Для него София была мостом между противоположными мирами материи и духа, а также преображающей их обоих. На протяжении всего своего творчества София указывает и назад, и вперед, вверх и вниз, приобщаясь к мистике и материи. Мы увидим, что именно эта черта делает соловьевскую Софию столь подходящей для его хаотичного и противоречивого времени.
245 — 260
София и стремление к единству
Всепроникающее напряжение в творчестве Владимира Соловьева
ДЕ КУРТЕН, Манон
В статье исследуется соответствие концепции Владимира Соловьева о Софии его взглядам на практику или практическую деятельность и, в частности, его собственной приверженности общественным и политическим проблемам России через его публицистические произведения. Исследуя напряженность, присущую роли Софии в его мысли, я пытаюсь показать, что как ключевой деятель космического процесса и как концепция, выработанная Соловьевым после переживания мистических видений, София играет двоякую роль в его отклике. к животрепещущим вопросам. С одной стороны, она предоставляет инструменты, позволяющие философу мыслить через дифференциацию в обществе. С другой стороны, она олицетворяет мощный идеал всеединства, в котором, несмотря на уважение к различиям, которые он выражает, упор делается скорее на социальную иерархию и религиозную однородность. Напряжение между защитой единства и апологией множественности в общественной жизни будет проиллюстрировано рассмотрением трех источников и соотнесением их друг с другом: во-первых, ранней софиологии и теоретических предположений Соловьева о единстве и множественности; во-вторых, его определения Софии в его космологии; и, в-третьих, его публицистические работы о трех драматических социальных конфликтах его времени, а именно о гонениях на евреев и старообрядцев и голоде 1891-1892 гг.
261 — 280
Значение изображений Софии как ангела в русской православной традиции
Мост между теологией, философией и искусством
ТЕНАСЕ, Мишелина
В данной статье анализируется значение изображений Софии в византийской иконографии, отходя от связи иконы и ангела в таинстве опосредований христианского спасения. Эта связь позволяет понять, что София представлена как ангел огня и как ангел «женской красоты». Дав свое имя многочисленным храмам, София изображалась на фресках в Македонии и Сербии, а затем и на иконах в России, указывая путь от иконографии XIV и XV веков к новым течениям софиологического мышления в XIX и XX веках. Особо значимая роль отводится свидетельству внешней росписи Успенского собора Московского Кремля, в котором искусство выполняет функцию моста, соединяющего литургию, богословие и философию. Между Богоматерью и святым Иоанном Крестителем, которые оба представлены с крыльями, София как огненный ангел, восседающий на троне, может представлять человечество в конце времен. Это представление вводит в эсхатологию символ, предвосхищенный искусством и еще неизвестный философии, но уже знающий богословскую разработку у Сергея Булгакова. Статья завершается обращением внимания на мозаику Софии, выполненную в 2006 году в Мадридском соборе и вдохновленную русской иконографической и софиологической традицией. Таким образом, актуальность Софии передается в Европе главным образом через искусство.
281 — 295
София в камне
Константинопольский собор Святой Софии в литературной памяти России
ВАН ДЕН БЕРКЕН, Уил
Русские всегда восхищались собором Святой Софии. Согласно древнейшей летописи, красота этой церкви даже послужила поводом для принятия христианства Византии в 988 году. В статье рассматривается литературное выражение этого очарования в русских текстах XIX и XX веков: стихотворениях Федора Тютчева и Осипа Манделя. Штам и эссе Ивана Бунина, Сергея Булгакова и Иосифа Бродского, последним из которых является диссонирующий голос в русском хоре, восхваляющий символическое значение Константинопольской церкви Святой Премудрости.
297 — 298
Список книг 2007 г.