Анналы истории экзегезы 26/2 (2009)

Annals of History of Exegesis (ASE) — это неполный журнал, посвященный истории христианства и толкованию Библии, с редакционными советами в Европе и Северной Америке. С момента своего основания в 1984 году журнал зарекомендовал себя в качестве ориентира для религиоведения, отражая широкий спектр подходов и точек зрения.
Христианство и конфликты в Новое время и современную эпоху.
Куратор Умберто Маццоне
Выходные данные
ISSN 1120-4001
Содержание
Вступление
Умберто Маццоне, (стр.9-24)
L’età moderna / Современная эпоха
Роберто Оскулати, Франсиско де Рибера (1537-1591) и библейская профессия (стр.25-45)
Преподаватель Священного Писания в Университете Саламанки, опубликовал осенью 1587 года обширный комментарий к двенадцати второстепенным пророкам. Исследуя язык пророчеств, он стремился различать буквальные, аллегорические, тропологические и моральные значения. События, рассматриваемые в еврейском пророчестве, всегда намекают на реальность, которая в конечном итоге произойдет в истории Израиля и человечества. Однако прежде всего пророчества указывали на характер мессианских времен, верность Евангелию, жизнь Церкви и отдельной души. Пророческие слова имеют непосредственное значение, но также сходятся к центральному событию Евангелия и его духовному присутствию в любое время. Этому типу толкования учил сам Иисус, а также Павел и Иоанн. Самое главное,
христианские экзегеты Древности понимали динамичный, практический и универсальный характер еврейского пророчества. Среди них выделялся Иероним и, что касается нравственного значения, Григорий Великий. Пророчество всегда открывает переход от прошлого к настоящему и будущему, от внешнего к внутреннему, от истории к мистицизму, от ритуала к личной преданности, от мирского к телу Христову и апокалиптическому ожиданию. Это постоянное и постоянное предостережение часто коррумпированному христианству, которому всегда необходимо внутренне встать на путь индивидуального и коллективного обращения, предложенный в Священных Писаниях.
Винченцо Лавения, Католические капелланы, солдаты и военная катехизация в современную эпоху (стр.47-100)
Автор описывает развитие религиозной заботы о солдатах в современную эпоху, от Карла V до Пия IX, прослеживая возникновение централизованно управляемых военных капелланов. Исследование подкреплено анализом обширной литературы по религиозному воспитанию военного времени, которая до сих пор изучалась лишь незначительно. На переднем плане — работы иезуитов, от Антонио Поссевино до Эмонда Оже. Иезуитский метод, применяемый в контексте крупных вооруженных сил, оказался особенно эффективным в проповеди солдатам. Укрепление молодых современных европейских государств привело к развитию стабильных капелланов, которые, тем не менее, появились во Фландрии в конце шестнадцатого века под властью Габсбургов. Прогресс в военном искусстве в эпоху Просвещения привел к улучшению духовной помощи, и христианский солдат стал первым, кто начал уважать права народов. В заключение, однако, работа христианского религиозного персонала не сделала ничего, чтобы уменьшить жестокость войны.
Паола Висмара, О процентной ссуде. Богословские конфликты и пастырские разногласия в Италии восемнадцатого века (стр.101-113)
Проблемы, возникающие в связи с использованием денег и законностью процентных займов, приобрели особую актуальность в современную эпоху. Таким образом, развитие финансово-экономической деятельности оказало значительное влияние. Более того, лежащие в основе темы носили доктринальный характер и касались самой концепции человека, воспринимаемой весьма по-разному. В Церкви Контрреформации, только внешне монолитной, последствия возникших в результате теологических конфликтов отразились также на пастырском уровне, хотя и в меньшей степени, что породило серьезные трудности и конфликты совести. С окончанием ригористической фазы проблемы уменьшились, не найдя, однако, однозначного решения.
Джей Гудейл, Конфессиональная борьба в избирательной Саксонии, 1574-92 (стр.115-135)
Хотя кальвинизм был привлекателен для многих немецких князей и высокопоставленных богословов во второй половине шестнадцатого века, он был отвратителен для других элит, как выразился посетитель Вильденхайна, особенно в Избирательной Саксонии между 1574-86 годами и годами, непосредственно последовавшими за 1591 годом. Как кальвинистская, так и лютеранская элиты чувствовали себя вынужденными навязывать свое вероучение своим подданным по разным мотивам и испытывали различные уровни успеха. Но миряне, отнюдь не пассивные, также были активными участниками этой динамики, одобряя или отвергая усилия элит различными способами. Обе стороны стремились извлечь выгоду из процесса, посредством которого были вновь введены определенные доктрины и литургические практики. Конфликты Реформации не ограничивались абстрактной теологией, но пронизывали всю деревенскую жизнь.
Александр Шунка, Межконфессиональные конфликты и религиозная миграция (стр.137-152)
Статья связывает попытки конфессиональной и политической гомогенизации и централизации в ранней современной Европе с феноменом религиозной миграции с шестнадцатого по восемнадцатый века. Большая часть крупных эмиграций в начале современной эпохи произошла в результате политики контрреформации Габсбургов. После обзора местных политических стратегий и эмиграции с территорий Габсбургов в статье рассматривается формирование сообщества иммигрантов, состоящего из изгнанников Габсбургов с различным культурным и социальным происхождением и религиозными убеждениями. В нем утверждается, что идея властей Габсбургов состояла в том, чтобы создать в значительной степени однородное католическое население. Однако эмиграция способствовала провалам этой политики, а также созданию общин изгнанников в рамках совместного опыта эмиграции. Традиции изгнания, постоянства и веры привели к формированию интегративной общей идентичности за рубежом, чего власти Габсбургов не смогли добиться у себя дома.
Франко Мотта, Короткий полдень побежденных. Программы преодоления межрелигиозного конфликта на шахматной доске европейской политики, 1606-1617 гг. (стр.153-177)
В течение примерно пятнадцати лет, в начале семнадцатого века, в период, который начался с «войны запрета» между Венецией и Римом и завершился повторным завоеванием Габсбургами Богемии,
возможность примирения между конфессиональными силами казалась осуществимым проектом, по крайней мере, в глазах меньшинства европейских интеллектуалов. Теологи, философы, юристы и ученые, в том числе Гроций, Бэкон, Сарпи, Кеплер, Кейсобон, Де Доминис и Лукарис, все в своей переписке, опозорили общий идеал религиозного примирения, основанный на отрицании примата догмы над гражданским сожительством (которое вместо этого поддерживалось не только католической Церковью, но и более жесткими фракциями протестантизма) и на принятии основных доктринальных черт христианства. Вера, наука и политика были переплетены в рамках подлинно иренистской идеологии, которая предусматривала в качестве связующего элемента интеграцию политического суверенитета, отказ от аристотелевской философской парадигмы и, в то же время, верховенство схоластической теологии: годы, совпавшие с началом правления Якова I в Англии, казалось, предвещали золотой век мира, слишком скоро опровергнутый началом Тридцатилетней войны.
Джейн Э. Калверт, Конституционализм квакеров. Обзор истоков американского гражданского неповиновения (стр.179-193)
Квакеры в целом рассматриваются как “отстраненные” от американской политики и, следовательно, недостойные внимания. Из-за таких представлений, хотя их действия в общественной сфере были хорошо задокументированы, вклад квакеров в идеи, институты и процессы американского государственного устройства остался невысказанным. В этом эссе дается краткий обзор истоков теолого-политической мысли и гражданской активности квакеров XVII века и кратко затрагивается их значительное значение для американских социально-политических реформаторских движений с тех пор. Наиболее ощутимым политическим наследием квакерства является теория и практика гражданского неповиновения, С их пониманием конституции, которая была одновременно священной и изменяемой мирными средствами, квакеры инициировали процесс несогласия, который ограничивал правительство, в то же время демонстрируя сильное чувство политической ответственности перед структурами и принципами, которые связывали государство воедино.
Мария Лупи, Современная эпоха. Церковь и религиозное инакомыслие: старые католики в Риме (стр.195-220)
В работе исследуется важный эпизод итальянского католического диссидентства, связанный с заявлением о непогрешимости папы, в конечном итоге сошедшегося на Старой католической церкви. В нем основное внимание уделяется базирующимся в Риме группам, связанным с Энрико ди Кампелио, который покинул католическую церковь в 1881 году. С помощью новых документов, обнаруженных в архиве Сант-Уффицио, исследование призвано пролить свет на интерес, который вызвали старые католические движения в Италии, на их распространение, связи, влияние и взаимные обмены между различными группами, а также между ними и различными христианскими конфессиями, а также на симпатии, высказанные в общественном мнении и среди итальянских политических лидеров, которые выступали за создание католических религиозных движений, удаленных от римской непримиримости. Однако, прежде всего, опыт этой группы может помочь в более общем плане понять причины инакомыслия среди духовенства, недовольного положением государства и Церкви, которое стремилось к какой-то неопределенной форме религиозной реформы, и реакцию церковных властей, в частности Сант-Уффицио, на проявления инакомыслия. Таким образом, исследование дает представление об отношениях между религией и политикой, а также между различными религиозными переживаниями в сложной социально-политической обстановке глубокого конфликта: между непримиримым клерикализмом, который тогда доминировал среди духовенства и мирян — членов католических ассоциаций, с одной стороны, и иногда горячим антиклерикализмом, с другой, который подчеркивал, даже в прессе, религиозные проблемы в отличие от римской линии.
Альберто Сиклари, Христианство в Кьеркегоре. Конфликт между пиетистской духовностью и установленным порядком. (стр.221-249)
В одном из разделов Учения о христианстве Кьеркегор описывает повторяющийся конфликт между духовным человеком, который считает себя ответственным перед Богом за каждый момент своей жизни, и религиозным истеблишментом, который пытается превалировать в качестве ориентира для каждого верующего. Этот конфликт приводит к парадигматическому противопоставлению Христа, считающегося учителем духовности, книжникам и фарисеям и характеризуется как контраст между пиетистской духовностью и установленным порядком. С этой точки зрения Кьеркегор также интерпретирует свою собственную привязанность к датской церкви, обвиняемой в том, что она своей собственной сакрализацией препятствует эффективному развитию христианской религиозности.
Умберто Маццоне, Религиозная Война? Предложения времен Первой мировой войны (стр.251-277)
В этом эссе предпринята попытка вернуться к некоторым проблемам, которые, по-видимому, являются общими для всех европейских христианских церквей во время Первой мировой войны, и представлены некоторые примеры данных, экстраполированных из ситуации в Австро-Венгрии. Это вопросы, которым суждено будет укорениться в жизни церквей на долгие годы вперед. Выходя за рамки военных лет, следует приложить усилия, чтобы реконструировать, как во время Первой мировой войны начался процесс, который привел к созданию богословско-политико-исторических рамок, которые позволили создать религию родины как путь для национализации масс, которая затем приняла тоталитарный облик. Нельзя отрицать, что Первая мировая война внесла фундаментальный вклад, посредством проецирования темы нации посредством религиозных ценностей и укрепления самопонимания войны как религиозной войны, изложив в более четких терминах сакрализацию политики, которая представляла бы собой одну из доминирующих нот правых режимов и движений в 20 веке, развитие которых нельзя отделить от самого опыта войны. В этом смысле кажется, что Великая война была наделена точной, а также решающей генетической функцией по отношению к проявлению непосредственно последовавших режимов тоталитаризма. Следовательно, если мы предположим сценарий сакрализации политики и Отечества, мы можем сделать вывод, что даже если концепция религиозной войны может быть принята лишь частично и ограничена лишь некоторыми областями, концепция религиозной войны вместо этого, по-видимому, полностью применима к тому, что до сих пор рассматривалось.
Бруна Боккини Камайани, Послушание и конфликты в религиозном и церковном опыте и в размышлениях Эрнесто Бальдуччи (стр.279-300)
Опыт и идеи на тему послушания отца Эрнесто Бальдуччи, члена фонда Сколопи (1912-1992), с 1940-х до конца 1970-х годов, проливают свет на особый период в истории итальянской Церкви и религиозной жизни. Они иллюстрируют частые трения, возникающие между различными духовными, церковными и политическими течениями, которые характеризовали церковное сообщество, различные интерпретации отношений между Церковью и обществом и последствия, порождаемые такими ситуациями в церковных учреждениях. Религиозные и культурные идеи Бальдуччи выражали стремление к обновлению, которое разделяло многие общие темы с авангардными интеллектуальными группами, присутствующими в теологических кругах, а также среди итальянских и европейских интеллектуальных кругов в целом, все из которых регулярно сталкивались с подходом церковного истеблишмента и с директивами иерархии, в частности, итальянской. Его размышления и опыт имели много общего с крупными духовными и мирскими деятелями итальянского католицизма 40-х и 50-х годов, такими как Маццолари, Турольдо, Ла Пира и Артуро Паоли. Как и они, он часто подвергался порицанию и дисциплинарным взысканиям или “приказам замолчать”. Его принятие их укладывалось в логику послушания, в то время как он продолжал отстаивать свое мнение с высокой степенью автономии. Размышления о Ватиканском соборе заставили его переформулировать новые взгляды, в том числе на тему послушания: это стало обязанностью «нести ответственность перед Богом», а не «одобрять молчанием» процедуры, которые не уважали свободу совести и «примат общего блага». В период после собора Бальдуччи был одновременно свидетелем и ведущим участником кризисов и сложной динамики, которые характеризовали итальянскую Церковь и общество.
Стив Брюс, Религия в конфликте в Северной Ирландии (стр.301-323)
В этом эссе дается краткий отчет о «бедах» Северной Ирландии (1970-1994) и рассматривается роль, которую религиозные идеи и организации сыграли в этом конфликте. В нем утверждается, что религия была важным элементом этнической идентичности, и, поскольку конституционная политика Ирландии в значительной степени основывалась на этническом соперничестве, религия играла важную роль в поддержании политических разногласий. Однако религиозные лидеры, как правило, упорно трудились над тем, чтобы проводить различие между законным и незаконным выражением политических предпочтений. Это справедливо даже для Яна Пейсли, священника, оказавшего наибольшее влияние на политику Ольстера. Хотя религия связана с политическими целями, она оказала цивилизующее воздействие на политические средства.
Джон Д. Карлсон, Справедливая война, справедливая революция: самоочевидные истины, библейские корни и революционные истоки американской исключительности (стр.325-341)
Соединенные Штаты в значительной степени полагались на мысль о “справедливой войне”, чтобы морально и политически оправдать свои войны двадцатого и начала двадцать первого веков, однако сегодня конкурирующее понимание “презумпции против насилия” и применение силы угрожают внутренней согласованности этой традиции. Интересно, что эти различные современные подходы к справедливой войне имеют аналоги в моральных размышлениях о войне за независимость США. Оправдания Американской революции черпались, с другой стороны, из республиканских политических теорий о самоуправлении, равенстве людей и неотъемлемых правах и, с другой стороны, из библейских корней, подчеркивающих религиозное чувство призвания ранних американцев и их веру в Божье провиденциальное действие в истории. Революция послужила определяющим моментом, в котором эти две нити сошлись, чтобы сформировать то, что
стала известна как американская гражданская религия. С тех пор мысль о справедливой войне не смогла соединить свои собственные универсальные и партикуляристские элементы так, как она успешно смогла это сделать с помощью простой революции. В этом эссе утверждается, что обе эти нити должны быть переосмыслены и поддержаны, если справедливое военное мышление должно преодолеть свои нынешние внутренние разногласия и стать морально-политической теорией, на которую Соединенные Штаты могут претендовать как на образец.
Восстановление и сегнализация (стр.343-354)
Серджио Ла Порта, Армянская схолия о Дионисии Ареопагите. Исследования их литературной и филологической традиции (Э. Фиори); Ренцо Инфанте, Я каммини дель Анджело Нелла Дауния тардоантика и средневековье (С. С. Берарди); М. Белломо, Вопросы в гражданских спорах. Дидаттика и прасси кольта нель система дель диритто коммуна фра Дуеченто и Треченто (Ф.Роверси Монако); Алессандро и Дху ль-Карнайн, в виаджо тра и ду Мари, куратор Карло Сакконе (Ф. Беноццо); Фонд Паскуале Валерио за историю делле Донне, Архивио за историю делле Донне, 6 т. (С.Кабиббо).
Библиография цитирования (стр.373-374)
https://asejournal.files.wordpress.com/2013/05/aseabstracts1999-2011.pdf