Journal of Eastern Christian Studies Том 62, выпуск 1-2

Периодическое издание Института восточных христианских исследований в Неймегене в сотрудничестве с Лувенским центром восточного христианства и Институтом раннехристианских и византийских исследований при Католическом университете Лёвен.
Журнал восточно-христианских исследований (JEastCS) — это рецензируемый журнал, в котором публикуются оригинальные исследования о традициях и современном положении восточно-христианских общин на Ближнем Востоке, в Центральной и Восточной Европе и на Балканах, а также в других местах, где восточные христиане жили и стали жить в прошлом и настоящем.

Журнал восточных христианских исследований реферируется и индексируется в базе данных религии ATLA; Индекс теологический; Elenchus Bibliographicus (Ephemerides Theologicae Lovanienses); Международная библиография периодической литературы по гуманитарным и социальным наукам / ИБЗ онлайн; ERIH PLUS (Европейский справочный индекс гуманитарных и социальных наук); перекрестная ссылка

Журнал восточно-христианских исследований является рецензируемым журналом.

Выходные данные

Volume: 62
Issue: 1-2
Date: 2010
Pages: 164
DOI: 10.2143/JECS.62.1.2056233
ISSN : 1783-1555
E-ISSN : 1783-1520
CATEGORIES : Classical Studies, Oriental Studies, Patristics, Theology

Содержание

1 — 26
Спектр религиозных интерпретаций Достоевского
ВАН ДЕН БЕРКЕН, Уил
В статье рассматривается литературный метод Достоевского в обращении с религиозными темами в своих романах: использование им парадоксов, противоречий и иронии, игнорирование Церкви, с одной стороны, и частое обращение к Библии, с другой. Это приводит к двойственному представлению Достоевским христианской веры, что оставляет место для различных интерпретаций аналитиками. Уникальной чертой литературного христианства Достоевского является противоречие между вымышленностью религиозных персонажей и читательским опытом экзистенциальной реальности их религиозно-этических конфликтов. Это то, что автор статьи называет «религиозным реализмом». Этот реализм не имеет ничего общего с фактической православной действительностью времени Достоевского, а заключается в непреходящей антропологической актуальности религиозно-этических проблем, описываемых в романах.

27 — 53
Сергей Рахманинов и традиционные песнопения
СОЛОВЬЕВА, Татьяна.
В данной статье исследуется значение, которое русский композитор Сергей Рахманинов придавал традиционным христианским песнопениям: латинскому Dies Irae и песнопениям Русской Православной Церкви. Ни один другой композитор в европейской музыке не использовал традиционные песнопения (особенно Dies Irae) в такой степени, как Рахманинов. Автор основывала свое исследование на широком круге источников: письмах и интервью Рахманинова; воспоминания современников и родственников; и статьи о его музыке. На основе музыкальных источников сделаны выводы о личном и музыкальном темпераменте композитора. Для Рахманинова духовная сторона музыки всегда имела большое значение. Его музыка была выражением его философии жизни, а песнопения использовались как идиосинкразические средства, помогающие передать его послание. Страх смерти и суетность жизни, скорбь и боль человечества, борьба добра и зла и победоносное торжество Света над смертью – все эти послания музыки Рахманинова могут быть поняты слушателем гораздо лучше, если увидеть значение песнопений для композитора и причины его широкого использования материала, похожего на пение.

55 — 85
Наполненный Троицей
Вклад экклезиологии Думитру Станилоэ в экуменизм и общество
БОРДЕЯНУ, Раду
Понимание Станилоэ отношений между Троицей и Церковью можно систематизировать по четырем моделям: Церковь как отражение Троицы; икона Троицы, где Церковь есть благодатное присутствие Троицы, указывающее на Троицу; «третье таинство» как инструмент и откровение Троицы; и экклезиологические последствия понимания обожения Станилоэ. Следовательно, Станилоэ утверждал, что одни и те же внутритринитарные отношения проявляются как в Троице, так и в Церкви, способствуя экуменическому диалогу об экклезиологических последствиях Filioque и предлагая решение проблемы обезличивания.

87 — 136
«Православные ценности» и права человека
Предыстория текущего дискурса
БРУНИНГ, Альфонс

137 — 160
Русская Православная Церковь при Патриархе Кирилле
Новый подход к обществу и Вселенскому Патриархату
РИХТЕРС, Катя
В данной статье рассматривается, какие изменения произошли, если таковые имеются, после избрания Кирилла на патриарший престол Русской Православной Церкви. Он организован по трем направлениям: 1) отношения Московского Патриархата с государством, особенно российским, 2) его отношения с обществом и 3) его отношения с Ватиканом, некоторыми протестантскими организациями и Вселенским Патриархатом в Константинополе. Утверждается, что во второй сфере, т. е. в отношениях Церкви с обществом, произошло наибольшее количество изменений, что связано с вниманием к критике в адрес РПЦ в период правления Алексия II. Также будет продемонстрировано, что отношение Московского Патриархата к Российскому государству и сотрудничество с ним мало изменились со времени инаугурации Кирилла в феврале 2009 года и что протестанты в целом присоединились к Ватикану как к организации, от которой российское духовенство чувствует себя наиболее дистанцированной.

161 — 164
Отзывы о книге

Наверх