Анналы истории экзегезы 27/1 (2010)

Annals of History of Exegesis (ASE) — это неполный журнал, посвященный истории христианства и толкованию Библии, с редакционными советами в Европе и Северной Америке. С момента своего основания в 1984 году журнал зарекомендовал себя в качестве ориентира для религиоведения, отражая широкий спектр подходов и точек зрения.

Конфликты и общность в древнем христианстве.

Выходные данные

ISSN 1120-4001

Содержание

Саймон К. Мимуни, Вопрос что такое “кретьен”, о чем говорят и что делают? Идентичность вашей совести? (стр.11-34)
Основываясь на хорошо документированном случае антиохийской общины, автор стремится продемонстрировать здесь, что быть христианином относится к групповому движению в рамках многогранного иудаизма 1-го и 2-го веков, в котором встречаются не только представители этнического иудейского происхождения, но и представители других этнических групп. Вот почему в самых ранних христианских общинах степень культурного разнообразия доктрин не имеет границ, несмотря на тенденции к “православной” гегемонии, установившейся во 2-м и 3-м веках и которая позже, в 4-м и 5-м веках, породит то, что называется христианством. Короче говоря, он пытается доказать, что в 1-м и 2-м веках не было христианской идентичности, а скорее преобладало христианское сознание.

Эмануэле Кастелли, Кафедра церкви и епископского престола между II и III веками. в Риме: исследование исторического контекста «статуи Ипполита»(стр.35-50)
С революционным раскрытием Маргеритой Гардуччи первоначальной женской идентичности “статуи Ипполита” возникает проблема идентичности, приписываемой статуе в христианской среде между концом второго и началом третьего века. Изучение доступных источников, в частности Пастыря Гермаса. позволяет идентифицировать скульптуру с изображением обучающей церкви. в свете этого результата автор реконструирует ситуацию римской церкви накануне третьего века, когда Callixi.us был избран новым епископом Рима (217-222) и со своего “епископского престола” отлучил от церкви так называемого автора Опровержения. В этом контексте статуя была использована автором Опровержения в полемических целях.

Эмануэла Коломби, Множественность версий и противоречия между епископским престолом: древние венецианские хроники (стр.51-76).
Статья посвящена различным версиям рождения патриархата Градо, изложенным в древних венецианских хрониках. В «Истории Лангохардорума» Паоло Диаконо объявил новость о бегстве патриарха Павла в Градо после вторжения лонгобардов в Аквилею. Между десятым и одиннадцатым веками венецианские хронисты манипулировали этой информацией, приукрашивая ее переносом в Градо мощей аквилейского святого. Однако реликвии отличаются от одной хроники к другой: сравнение с
современными агиографическими текстами, исследующими расхождения между исследованными хрониками, позволяет ученым проследить развитие политико-религиозных отношений между Аквилеей, Градо и Венецией.

Кьяра Спунтарелли, Подпись и епископская власть в Антиохии в идеологии панегириков Иоанна Златоуста (стр.77-100)
Продукты антиохийской среды, панегирики Иоанна Златоуста, посвященные Игнатию, Евстафию и Мелетию, рассматриваются как часть общего проекта, направленного на реконструкцию антиохийской общины и ее переопределение, которое уничтожило бы разногласия, созданные расколом, с целью узаконения Мелетия и Флавиана. В рамках этой перспективы, приняв стратегию, позже заимствованную Феодоритом, Златоуст устанавливает преемственность, идущую от учений Петра к учениям Флавиана. Наследие было сконфигурировано как новый фундамент города Духа. В то же время на внешнем фронте это рассматривалось как “идеологическая” и политическая операция, целью которой было построить мост между Римом и Антиохией. В этом смысле Златоуст, по-видимому, возобновляет более раннюю попытку Василия и действия Каппадокии в ответ на раскол. Если смотреть изнутри, деятельность Златоуста воспринималась как дополнение к городской политике в отношении «мартирии», которой следовали Мелетий и Фиавиан.

Гаэтано Леттьери, Богословская гегемония Рима в V веке: нейтрализация августинизма (стр.101-170)
Что такое центр, что такое периферия? Кто конечности, а кто «капут»? Является ли это «принцепсом», наследником Христа, «персоной» Петра, живущего в Папе, или возвышенным умом западного патриархата, который представляет самого «Стервятника» Бога как Всемогущего Духа, явленного Священными Писаниями? Был ли это Рим, богословско-политический центр, который победил империю, или это была могущественная, избранная африканская провинция, непримиримый враг римского «либидо доминанди»? Была ли это абсолютная «потенция» апостольского престола, иерархическое ядро института и искупительного «oboedienda lex», способного усвоить любые мощные, “фанатичные” теологические претензии на абсолютную истину, или это была харизматическая церковь, созданная где-либо событием благодати, которое неизбежно побеждает первое и избирает второе, превращая все формы человеческого величия в декадентскую периферию? В статье рассматривается неумолимая согласованность господствующей богословско-политической стратегии Рима в решении центрального богословского вопроса о благодати, который был радикально переформулирован неопулинским, но далеким от традиционно католического, отражением Августина. Римская стратегия имела в качестве приоритета монархическое определение систематических геополитических и церковных отношений между центром (Римом) и периферией (Африкой, Провансом, всем Западом, всем христианским миром). Однако с приходом величайшего и самого глубокого теолога Запада римская церковь была вынуждена пересмотреть свою собственную интерпретацию христианства — как универсального закона искупления и общественного религиозного управления, гарантированного институционализированной харизмой папского «капута» — перед лицом подавляющего превосходства африканского Августина, который отождествил суть откровения с объявлением события всемогущей благодати, неподвластного человеческому контролю, а также за пределами всех форм «лекса», «практики» и церковного посредничества, через которые, однако, оно действует.

Джорджия Гранди, Множественность и религиозные конфликты в городах. Пустыня, город и церковные конфликты в житиях Иеронима. (стр.171-180)
Цель статьи — изучить отношения между городом и пустыней в IV веке и проанализировать, как эти отношения видятся глазами, часто под влиянием настроений и идеологий, автора, который всю свою жизнь прожил между Востоком и Западом; Джерома из Стридона. В Жизнеописаниях трех отшельников, написанных святым в течение многих лет, отражена оппозиция — но также и возможная интеграция — между конфликтующими мирами, такими как город и пустыня (соответственно, рассматриваемые как символы коррупции и чистоты), классическая и языческая культура, церковная организация и монашество.

Марианна Черно, Отражения политических и богословских конфликтов в некоторых примерах мученической литературы из аквилианской области (стр.181-188)
Исторические и социальные обстоятельства, потребности общественности и катехизические требования — все это заставляет редакторов пересматривать агиографические тексты. Исследуются два примера из Аквилейского региона: Пассионе ди Донато, покровитель Чивидале, и Пассионе ди Домнио ди Салона, покровитель Сплита. Первая, возможно, редакция десятого века, похожа по стилю и содержанию на Passio Pollionis, древний текст, который переформулирован, в частности, в разделах доктрины, но также обновлен с учетом различных чувств публики, которая больше не чувствует себя близкой к эпохе преследований. Напротив, Passione di Doinnio, основанный на исторических событиях, относящихся к седьмому веку, характеризуется двойственностью главного героя, включающей элементы
Домния, раннего мученика эпохи Траяна, и Домнио (-ониса), раннего епископа, умершего при Диоклетиане. Содержание Пассионе рассматривается наряду с аналогиями с важными агиографическими текстами Адриатического региона, с особым упором на апостольское происхождение Церквей Салоны, Равенны и Аквилеи и их соответствующий богословско-политический опыт.

Кристиана Факкини, Метаморфоза древней вражды. Антисемитизм и католическая культура во второй половине XIX века (стр.189-232)
В статье предпринята попытка проанализировать сложные взаимоотношения между современным антисемитизмом, возникшим во второй половине девятнадцатого века, и католической культурой, в попытке предложить новую интерпретацию далеко не просто “номиналистической” проблемы, т. е. дихотомии между антииудаизмом и антисемитизмом. Реконструировав географию антисемитизма христианской матрицы во второй половине XIX века, автор анализирует некоторые интерпретации интеллектуалов того времени (А. Леруа-Болье, Х. Даган, Б. Лазарь), частично происходящие из французского католического контекста, которые первыми предприняли попытку анализа явления, которое было одновременно новым и древним. Анализ раскрывает некоторые вопросы, представляющие большой интерес, например, слияние антисемитских идеологий, национализма и христианских государств.

II. Общинные формы

Адриана Дестро — Мауро Пеше, Иисус, города и деревни. Города с периферии (стр.233-254)
Никто не может избежать культурного влияния глобализирующегося общества, но это не помешает некоторым попытаться противостоять ему, а также бороться с ним, насколько это возможно. Иисус кажется далеким по стилю и поведению от римского мира. Сам по себе этот факт вряд ли удивителен. Стремление к неинтеграции, как правило, усиливается, когда в местных и периферийных социальных структурах возникает инновационная реакция. Реакция Иисуса на центральную систему и городской мир в основном предполагалась в деревнях и сельских районах, где, по его мнению, все еще можно бороться с интеграцией и сопротивляться латинизации. Иисус действовал на территории, которая была довольно удалена от мира того времени, Земли Израиля, и он попросил жителей деревень сохранить там свои корни. Нет ни миграции, ни территориальной экспансии, ни попыток завоевания.

Симон С. Мимуни, Самозванцы в христианских общинах I-II веков. (стр.255-266)
Пророки или маги, ложные в первом случае и истинные во втором, являются категориями, используемыми с целью де-легитимации: оба они вызывают иудаизм Второго Храма, где они использовались для демонизации противников. Поэтому христиане не были первыми, кто принял такие концепции, которые уже встречались как в греческой, так и в еврейской среде. Вопрос о самозванцах является основополагающим для понимания христианства в первые два столетия. В конце концов, именно кочевые мыслители, а не оседлые, позволили расширить движение и распространить его иногда противоречивые и часто расходящиеся идеи.
Это явление, в общих чертах описанное здесь, было центральным фактом античного общества во времена Римской империи (особенно в первом и втором веках). Это встречается во всех маргинальных религиозных формах, отмеченных эзотеризмом и мистицизмом. Христианское движение не избежало этих двух характеристик.
Однако, начиная с четвертого века, они в той или иной степени скрывались для будущего. Институт не пострадал из—за такой маргинальности — этих двух первоначальных черт, — даже если ему пришлось обратиться к истокам для своей собственной легитимации.

Роберто Альчиати и Мариачиара Джорда, Христианская семья и монастырская практика (4-7 века) (стр.267-292)
Подводя итог основным характеристикам христианской монашеско-аскетической жизни, можно отметить два ощутимых признака разрыва с обществом: отказ от семьи и отказ от всего богатства. Хотя это явно обобщение, оно находит широкое подтверждение в литературном произведении Античности. Авторы представляют углубленное исследование этого обобщения. Результат двух отдельных направлений исследований, одного по египетскому (М. Джиорда), другого по галльскому монашеству (Р. Альчиати), демонстрируют удивительное сходство между документами, созданными в монашеских кругах, в центральной роли семьи — как в буквальном, так и в символическом смысле — и богатства. Отвергнув гипотезу случайности, авторы решили приступить к совместному исследовательскому проекту, направленному на реконструкцию различных результатов того, что кажется неразрывной связью между христианской семьей и монашеской нищетой.

Роберто Тадиелло, Спасение и другие следствия во Второзаконии Исаии (стр.293-308)
В статье не предпринимается попытка систематического и всестороннего обсуждения Второзакония Исайи и его слов (Ис 40-55), но прослеживается развитие некоторых идей/интуиций изгнанного пророка, начиная с его основного послания. Такие идеи и интуиции вызывают тревогу у самого пророка, который почти заикается из-за их «революционных» последствий, противоречащих его прочно традиционному идеологическому мышлению, хотя и опровергнутому событиями. С одной стороны, они выражают трагедию изгнания, в то время как с другой стороны, они полны надежды на то, чего Бог Израиля собирается достичь через царя, не являющегося Давидом.

Даниэле Руини, Традиционная Латинская традиция Протованджело ди Джакомо — это ностальгический дизайн Леди Ди Уэйс. (стр.309-324)
В работе исследуется взаимосвязь между концепцией Уэйса Nostre Dame, поэмой 12 века в оиле, повествующей о жизни Девы Марии, и одним из ее источников, Протоевангелием Иакова, написанным на греческом языке во 2 веке. Анализ латинской традиции Протоевангелия подчеркивает сильное сходство между Концепцией и проповедью, составленной в начале 13 века, Postulatis Filiae Иерусалим. Такое сходство наводит на мысль, что и Уэйс, и автор проповеди независимо друг от друга опирались на один и тот же латинский перевод Протоевангелия Иакова.

Эмилиано Б. Фиори, Евагрийские элементы в сирийском переводе Дионисия Ареопагита: стратегия Сергия Решайнского. (стр.325-334)
В статье предпринята попытка объяснить случай расхождения между греческим текстом Псевдо-Дионисия Ареопагита и его сирийским переводом, выполненным Серджио ди Решайна в начале 6 века. Последний проводит терминологическое различие между человеческим и ангельским интеллектами и вводит язык взаимного смешения. Это наводит на мысль о преднамеренной попытке приблизить дионисийский язык к языку Евагрия. Эта стратегия с большим акцентом подчеркивает полемику, уже заложенную в греческом оригинале, против более радикальных изменений в евагрианском мистицизме и эсхатологии в 4 веке, в частности, тех, которые были представлены Стефано бар Судайли.

Эмануэла Коломби, Издания аквилейских и истринских страстей (стр.335-358)
Исследовательское подразделение Удине в течение многих лет занималось выпуском критических изданий Страстей, происходящих из Аквилеи и Истрии, написанных в Древности и Средневековье. Автор подводит итоги, касающиеся Страстей, опубликованных в первом томе серии. Хотя мы имеем дело с текстами, составленными иногда с очень большими интервалами друг от друга, обнаруживаются некоторые общие характеристики, которые определяют модель святости, характеризующую местную религиозную общину.

Библейские Беседы. Передача слов Иисуса в первые три века (Болонский университет, 12-14 мая 2008) (Луиджи Уолт) (стр. 359-362)

Восстановление и сегнализация (стр.363-388)

Акира Сатаке, Die Offenbarung des Johannes, Геттинген 2008 (Д. Трипальди); Апрель Д. Деконик (ред.), Документы Кодекса Иуды — Материалы международного конгресса по Кодексу Чакоса, состоявшегося в Университете Райса 13-16 марта 2008 года, Лейден -Бостон 2009 (М. Гроссо); Лука Аркари, «Уна донна авволта нель соле…» (Apoc /2,1). Le raffgurazioni femminili нелла Апокалиссе ди Джованни алла люсе делла леттература апокалитика джудайка, Падуя, 2008 (Д.Трипальди); Ада Кампионе, культ сан-Микеле в Кампании.
Антонино и Катейло, Бари, 2007 (Р. Инфанте); Инноченцо Гаргано — Лоренцо Сарасено (кура ди), Лос-Анджелес
«Грамматика ди Кристо» ди Пьера Дамиани. Un maestro per il nostro tempo, Сан—Пьетро в Кариано, 2009 (Г.М. Кантарелла); Готтлоб Кристиан Сторр — Иоганн Фридрих Флатт, Этика и феде. Теологи леггоно Кант, куратор Энрико Коломбо, Милан, 2008 (H, Спано); Сьюзан Эшбрук Харви — Дэвид Г. Хантер (ред.), Оксфордский справочник по ранним христианским исследованиям, Оксфорд, 2008 (C. Джанотто); Порфирио, Контрао и Кристиани, Нелла ракольта ди Адольф фон Харнак, con tutti i nuovi frammenti в приложении, куратор Джузеппе Мусколини, Милан, 2009 (А. Магрис); Кармен Бернабе — Карло Силь (ред.), Переосмысление истории христианства. Релевантность социальной и экономической деятельности в области образования, собре-лос-оригенес-дель-кристианизмо, Эстелла, 2008 (М. Ресио); Серджио Чингоани, Дизайнер критики, тестуале дель Нуово Тестаменто. История, каноне, апокрифия, палеография, Чинизелло Бальзамо 2008 (Л. Уолт); Борис Ульянич (ред.), Ла Кроче. Иконография и интерпретация (секоли 1—
иницио XV!) — Атти деи Конгрессно интернационале ди студи (Неаполь, 6-11 декабря 1999 года), con la collaborazione di Ulderico Parente. 3 вып., Неаполь 2007 (Л. Уолт).

Полученные книги (стр. 387-390)
Индекс цитируемых авторов (стр. 391-400)
Индекс библейских цитат (стр. 401-402)


https://asejournal.files.wordpress.com/2013/05/aseabstracts1999-2011.pdf
Наверх