Вы читаете
Анналы истории экзегезы 29/2 (2012)

Анналы истории экзегезы 29/2 (2012)


Введение ………………………………………………………………. 7

В память о Пьере Чезаре Бори……………………………………… 9-12

Тобиас Никлас, Новое древнее повествование в рамках древних традиций Иисуса: остатки экзорцизма на P.Oxy. lxxvi 5072…………………………………………………….. 13-27
В статье рассматривается недавно отредактированный фрагмент P.Oxy.5072, относящийся к рубежу 2-го — 3-го веков н.э. Он содержит остатки трех логий Иисуса на оборотной стороне и фрагменты экзорцизма. Хотя эта история об экзорцизме показывает четкие параллели со всеми синоптическими рассказами об экзорцизмах Иисуса, она, скорее всего, не является ни согласованием синоптических рассказов, ни редакционно переработанной версией только одного рассказа. Однако утверждается, что это следует понимать как “повторение” идеи о том, что Иисус совершал чудесные воскрешения, повторение в то время, когда письменные описания этих историй уже существовали, но не были доступны повсеместно и не были столь важны, как истории, рассказанные об Иисусе устно.

Дэвид А. Крич, Беззаконная Гордость. Иудейская идентичностьво фрагментах Евполема ……………………………………… 29-51
Иудейская литература периода Второго Храма дает достаточно свидетельств о важности Моисея и Закона для определенных направлений иудаизма. Часто Моисея изображают великим героем евреев, и его почитают как такового за то, что он дал Закон. В то время как Евполем демонстрирует явное уважение к Моисею, историк, по-видимому, мало заботится об этических, моральных и юридических последствиях Торы. Скорее, в фрагментах, оставшихся от работы Евпол-муса, Моисей — это просто авторитет, призванный подкрепить религиозные притязания и укрепить национальную гордость. Статья состоит из трех разделов. В первом разделе предпринята попытка определить местонахождение Евполема в его историческом и социальном контексте, уделяя особое внимание его возможной идентификации с Евполемом, сыном Иоанна, который был связан с Маккавеями. Во втором разделе рассматриваются источники для Eupolemus. В третьем разделе рассматривается собственно тема, а именно использование Евполемом Моисея и Закона. Исследование завершается сопоставлением результатов предыдущих исследований с исторической и культурной средой, в которой находился Эвполем.

Мара Ресио – Луиджи Уолт, “Нет Ничего Нечистого”: Иисус и Павел против Политики Чистоты? …………………. 53-82
Какими евреями были Иисус и Павел? Как повлиял их личный религиозный опыт на их собственный способ быть евреями? И в какой степени еврейство апостола повлияло на слова и поступки Иисуса? Отталкиваясь от этих вопросов, статья направлена на то, чтобы заново рассмотреть проблему преемственности или разрыва между Иисусом и Павлом, начиная с широкого исследования их конкретного отношения к ритуальной чистоте и законам питания. Особое внимание уделяется загадочному предложению Иисуса, переданному Марком 7:15 (“Нет ничего вне человека, что, войдя, могло бы осквернить…”), и радикальному утверждению Павла в Послании к Римлянам 14:14 (“Я знаю и убежден в Господе Иисусе, что в нем самом нет ничего нечистого”). Сочетая историко-экзегетический подход с социально-антропологической перспективой, анализ пытается подтвердить возможность того, что высказывание Маркана может восходить к историческому Иисусу и даже отражать его реальную жизненную практику. Если это так, то ссылка Павла на “Господа Иисуса” может быть истолкована как результат как мнемонической, так и миметической преемственности.

Маттео Тубиана, Небесное путешествие у Павла: образец для интерпретации опыта? …………… 83-117
После обзора недавних исследований о небесном путешествии Павла в статье основное внимание уделяется вопросу о том, следует ли рассматривать восхождение в рай, описанное во 2 Кор 12, как религиозный опыт или как литературный вымысел. По мнению автора, 2 Кор.12:2-4 — это рассказ о контакте со сверхъестественным, который на самом деле пережил апостол, который затем интерпретирует его на основе широко распространенной модели небесного путешествия. Более того, контекст отрывка, по–видимому, подразумевает ссылку на прямое откровение Иисуса – в результате молитвы, — которое способствует законной апостольской деятельности Павла. Лексический анализ должен позволить понять роль небесного путешествия в контексте других религиозных переживаний Павла, центральная роль которых должна быть признана в его опыте и теологии.

Федерико Адинольфи, Смещенное крещение: Луки 7:29 как первоначальное заключение к Луки 3:10-14 (Л)……………….. 119-132
Стремясь внести небольшой вклад в исследование Q, настоящее исследование ставит под сомнение частое, но недостаточно обоснованное утверждение о том, что Евангелие от Луки 7:29-30 с параллелью в Матфея 21:32 отражает традицию Q. В то время как грамматическая неуклюжесть Евангелия от Луки 7:29 действительно предполагает редакцию источника, а не чистое сочинение евангелиста, здесь утверждается другая и свежая критическая к источнику гипотеза, согласно которой Евангелие от Луки 7:29 первоначально представляло заключение к единице L в Евангелии от Луки 3:10-14, которое евангелист затем переместил на свое нынешнее место, чтобы сформировать вместе с редакционно составленным ст.30 эффективный мост между двумя единицами Q 7:24-28 и 7:31-35.

Элна Мутон, Память в поисках достоинства? Построение раннехристианской идентичности с помощью заново описанного традиционного материала в Послании к Ефесянам……………………………. 133-153
В послании к Ефесянам используются различные коммуникативные стратегии в ответ на риторическую ситуацию его предполагаемых получателей. Сосредоточив внимание на их новой идентичности и идеале Христа, текст подчеркивает сверхъестественные элементы, такие как воскресение, вознесение, небесные места, раскрытая тайна, Дух и сила. В то же время он использует богатую мозаику традиционных материалов, в частности, перекликающихся с еврейскими Священными Писаниями, эллинистическими традициями и раннехристианскими литургическими традициями. В эссе исследуется динамичное, но сложное интертекстуальное слияние и повторное использование (в основном еврейских) традиций в послании к Ефесянам, как авторский опыт и понимание распятого, воскресшего и возвышенного Христа. Особое внимание уделяется использованию Пс 68:18 (МФ 68:19; LXX 67:19) в Еф 4:1-16 – в качестве аналогичных форм контакта со сверхъестественным в построении еврейской и раннехристианской идентичности. В заключение, в эссе исследуется предполагаемый эффект функционирования материала из еврейских Священных Писаний в письме – как построение христианской идентичности в продолжение истории Израиля и в контексте Империи.

Бас ван Ос, Роль апостолов в Письме Петра Филиппу………………………………………… 155-160
Христиане-гностики должны были сохранять свою идентичность по отношению к другим христианским группам, которые часто претендовали на апостольскую власть в своей традиции. Некоторые ученые утверждают, что использование имен конкретных апостолов в гностических христианских писаниях, часто в качестве получателей божественного откровения, предполагает использование таких апостолов в качестве идентификационного маркера автора и его или ее общины. Таким образом, можно было бы получить христианство Фомы, Иуды или Магдалины. Эта статья демонстрирует, что в большинстве текстов Наг-Хаммади и связанных с ними текстах апостолы в основном используются в дидактическом плане, а не в качестве маркеров идентичности. Это только явно отличается в двух писаниях: Евангелии от Филиппа и Евангелии от Иуды. Но там апостолы отвергаются как последователи несовершенного Бога евреев. Они используются в качестве негативных маркеров идентичности в том смысле, что авторы отвергают сообщество, которое претендовало на их авторитет.

Пол Миддлтон, Враги (Церкви и) государства: Мученичество как проблема раннего христианства……………….. 161-181
Самые ранние толкователи мученичества представляли смерть мученика как подрывной вызов власти сатаны и Рима. Потерпеть неудачу как мученик означало потерпеть неудачу как христианин и потерять свою идентичность. Готовность к мученичеству была признаком христианской «протоортодоксальности» и христианской идентичности. С развитием монархического епископства в третьем и четвертом веках возникли конкурирующие конструкции христианской идентичности. Амбивалентность или даже враждебность заменили прежние выражения почтения к мученикам. Проблема мученичества создала кризис для построения христианской идентичности, поскольку сторонники мученичества интерпретировали даже церковное сопротивление мученикам как имеющее демоническое происхождение. В этой статье особое внимание уделяется концу третьего века, когда перед лицом римских преследований мученики были в реальном смысле врагами как Церкви, так и государства.

Кьяра Спунтарелли, Логои и Агора у Иоанна Златоуста……………………. 183-217
На следующий день после антиохийского восстания 387 года н. э. агора, как заметил Златоуст, молчала. Агора является местом логоса в том смысле, что это общинное пространство, предназначенное для противостояния между правителями и управляемыми в силу его семантико-топографического соответствия базилике/форуму. Точно так же это место логоса в том смысле, что это пространство, предназначенное по преимуществу для переговоров, место для логоса в том смысле, что оно является символом либанской риторики. Как связующее звено, это хорошо известно Златоусту, и на фоне политики, сообщества и агоры это неизбежно подразумевало, что связь с языческими логосами и их поражение в политическом и социальном плане могут сойти за реальное и образное опустошение общественной площади. Что вытекает из столкновения с Антиохием Либанийским, так это то, как изменение норм эпидиктического жанра восхваления города, утвержденного Златоустом в проповедях На Статуях, соответствует делегитимации мест, пространства и традиционных символов власти и муниципального престижа. Такой поворот оказывается значительным в идеологическом и эстетическом плане, в той степени, в какой риторика становится ареной религиозного и культурного противостояния, и как у Либания, так и у Златоуста красноречие характеризуется в этническом смысле, подчеркивая неотделимость религиозных явлений от пайдейи.

Изабелла Адинольфи, Этти Хиллесум. Глубокий обмен…………………………………………. 219-233
По мнению Этти Хиллесум, выбор разделить “массовую судьбу” своего народа, выбор подвергнуться той же участи, что и жертвы Шоа, имеет глубокий мистический корень. Мистик любит мир, потому что он/она может осознать свою связь с Богом, источником жизни, который зарождается в нем самом. Следовательно, любовь-сострадание, которое молодая еврейка испытывала к несчастным, питает себя и черпает свою силу из Божьей любви; действительно, это Божья любовь сама по себе. Любовь, которая поглощает мистика, как сказал Анри Бергсон, – это любовь Бога ко всем Его созданиям. Через Бога, с Богом мистик любит все человечество божественной любовью.

Рецензии ………………………………………………………………….. 235-253
М.А. Барбара (a cura di), Il simbolismo degli elementi della natura nell’immaginario кри-Стиано, Неаполь, Итальянское научное издание, 2010, 302 стр. (С. Пеннаккио); Елена Бонора, Рим, 1564. La congiura contro il papa, Рим-Бари, Латерза, 2011, 228 стр. (Г.Л. Д’Эррико); Франсиско Гарсия Базан, Герметическая религия. Формация и история культа мистерий Египта, Буэнос-Айрес, Люмен, 2009, 173 стр. (Ф.Людуэна Романдини); Эндрю С. Иттер, Эзотерическое учение в Стромате Климента Александрийского (Дополнения к Vigiliae Christianae 97), Лейден, Брилл, 2009, XX-234 стр. (П. Друиль); Хосе Пабло Мартин (ред.), Филон де Алехандрия. Обрас завершенный том III, Мадрид, Редакционная Тротта, 2012, 493 стр. (М. Диас Араужо); Мар-село Мерино Родригес (эдисьон, традуччион, введение и примечания), Клементе де Алехандрия. Экстрактос де Теодото. Эклогас Профетикас. ¿ Ке рико се сальва? Фрагментос (Colección Fuentes Patrísticas, 24), Мадрид, Редакционный Сьюдад-Нуэва, 2010, 464 стр. (Л. Перес); Ж. Русс-Лакор-Дайр, Эзотеризм и христианство. История и история теологии эмиграции, Париж, Les Éditions du Cerf, 2009, 368 стр. (П.Убьерна – Д.Сантос).


https://asejournal.files.wordpress.com/2013/05/abstractsase29-2.pdf

Year: 2013 (January)
Publisher: Edizioni Dehoniane Bologna
Format: 140x215x16
Pages: 256
EAN: 978-88-10-13002-5


Annals of History of Exegesis (ASE) — это неполный журнал, посвященный истории христианства и толкованию Библии, с редакционными советами в Европе и Северной Америке. С момента своего основания в 1984 году журнал зарекомендовал себя в качестве ориентира для религиоведения, отражая широкий спектр подходов и точек зрения.







© 2020 Библия и христианская древность