Вы читаете
Journal of Eastern Christian Studies Том 71, выпуск 3-4

Journal of Eastern Christian Studies Том 71, выпуск 3-4


177 — 248
Может ли теозис спасти «человеческое достоинство»?
Главы теологической антопологии Востока и Запада
БРУНИНГ, Альфонс
В этом вступительном обзоре делается попытка определить возможный вклад святоотеческих концепций о человеческой природе в текущие дебаты о действительном значении термина «человеческое достоинство». Восточно-православное богословие, особенно в связи с «неопатристическим ренессансом» 20-го века, предложило концепции личности как критический ответ на западные нарративы об эмансипации человеческой личности. Чисто индивидуалистические концепции часто и во многих отношениях выдавали присущие современным дебатам слабости. Нынешний интеллектуальный климат с его ориентацией на нормативную антропологию кажется благоприятным для переоценки ценности писаний Отца, но включает в себя и определенные искушения. Древние христианские источники действительно предлагают вдохновляющие взгляды на человеческую природу и судьбу, но чтобы сделать их плодотворными для текущих дискуссий, требуются определенные герменевтические операции, позволяющие абстрагироваться от конкретного исторического и интеллектуального контекста, из которого происходят эти взгляды. Как показывает тщательное и критическое рассмотрение существующих нарративов о генезисе «человеческого достоинства», подобная операция проводится не впервые, а является клеймом всех эпох, ныне рассматриваемых как важные шаги на пути к современное «человеческое достоинство». Обзор существующих исследований об адаптации святоотеческих источников в эти эпохи заставляет отказаться от стереотипных нарративов оппозиции Востока и Запада, выражающихся в антиномиях типа «личность» против «индивидуума», «религиозное» против «светского» и т.п. И Восток, и Запад фактически вели Отцов, часто по взаимному вдохновению, на пути к современным представлениям о человеческой личности и ее «достоинстве».

«Дух отцов»
249 — 268
Человеческое достоинство и обожение
Видения отцов греческой церкви
МИХАЙЛОВ, Петр Борисович
Существуют различные свидетельства святоотеческой и более поздней православной богословской традиции, разъясняющие основное значение человеческого достоинства, хотя сам термин обычно не выступает в форме, которая казалась бы знакомой современному зрителю. Вообще говоря, если этот термин вообще употребляется, то понимается он как конечная цель человеческого существования — через достижение человеческой личностью узкого участия в Боге. Во всех этих описаниях категория родства между людьми и божественным творцом имеет центральное значение. Сравнительное изучение толкований, касающихся разных сторон одного явления явления Божия, вместе с подлинным опытом человеческого спасения обнаруживает как разнообразие, так и определенную преемственность в христианском учении о спасении. Эти различные объяснения используют терминологию ценности и добродетели, применяя своеобразную метафору человеческой души как зеркала и формируя общую сотериологическую концепцию обожения [θέωσις]. Центральное значение в этом контексте представляет образ зеркала, отражающий действительное состояние внутреннего развития человеческой души.

269 ​​- 282
«Он любит не человека, а природу»
Любовь Бога к человеческой природе в Исааке Ниневийском
БУМАЖНОВ, Дмитрий Федорович.
В статье исследуется антропология отца сирийской церкви Исаака Ниневийского, также известного как Исаак Сирин. Возможно, отдаленное эхо споров вокруг августиновской концепции первородного греха, Исаак начинает с представления о Боге как о неизменном и неизменном, чья любовь к роду человеческому как к своему творению в равной степени универсальна и безусловна и не делает различий на основании индивидуальных особенностей. дела. Одним из следствий межчеловеческих отношений также является безусловная любовь друг к другу, отражающая достоинство, которым Бог наделил человечество в целом.

283 — 305
Герменевтическое использование обожения у Августина
In spe nondum in re
СМАЛЬБРЮГГЕ, Матиас
Издавна существовал стереотип, что учение Августина было бы началом последующего отчуждения восточной и западной богословских традиций, и это, в частности, относилось к его пониманию Святой Троицы, а отсюда выводилась идея обожения. Если недавние исследования в какой-то степени опровергают такие стереотипы, скорее намекая, вместо этого, на общие корни как восточных, так и западных, в том числе и августиновских, трактовок Троицы и обожения, тем не менее остаются разные пути, которыми шел знаменитый епископ Гиппопотамский. Он отвергает возможность обожения в онтологическом смысле, подчеркивая в то же время роль Божественной благодати. Ни человек, ни какой бы то ни было тонкий способ мышления не могут претендовать на онтологическое тождество или даже сходство между Богом и людьми. В этом месте Августину даже есть что сказать об ужасной ошибке утверждения такой идентичности, которая привела бы к использованию Бога и Его имени для мирских, греховных целей людей и к окончательному уничтожению значимости Бога. Таким образом, люди не расположены к обожению по природе, но остаются возможными субъектами Божественной благодати. Именно на таких основаниях человек и падший, и достойный.

Современные адаптации
307 — 326
«Право на достойную жизнь»
Русская школа естественного права и концепция неопатристического синтеза в православном богословии ХХ века
АНТОНОВ, Константин
В данной статье сделана попытка выявить современные корни понятия «личность», заложенного в понятии «неопатристический синтез», оказавшемся определяющим для православного богословия ХХ века. С этой целью исследуются культурные предпосылки актуализации персоналистической проблемы в России второй половины XIX века. Кроме того, делается попытка проследить восстановление идеи «естественного права» в русской мысли на рубеже ХХ века, особенно в известном сборнике очерков «Вопросы идеализма», изданном в 1902 г. На этой основе автор показывает концептуальные связи этих идей с антропологией и экклезиологией первого поколения, стоявшего за этот «неопатристический синтез», в частности Георгия Флоровского и Владимира Лосского.

327 — 342
Георгий Флоровский о достоинстве и правах человека
СООЙ, Николас
Отец Георгий Флоровский, безусловно, был одним из самых влиятельных православных богословов ХХ века. Будучи ученым, историком и теологом, он сохранял естественную, отчасти сознательную дистанцию в вопросах юриспруденции, дипломатии и политики. Его самые активные годы пришлись на период, когда права человека лишь постепенно становились проблемой на международной арене. Тем не менее его теологическая антропология, в частности его персоналистские концепции, разработанные в отношении истории и социальной жизни, оказываются более чем теоретически значимыми для дебатов. Многие его высказывания могут быть непосредственно связаны с проблемами, обсуждаемыми в дискурсах о человеческом достоинстве и правах.

343 — 368
Является ли теозис гендерной концепцией?
Богословские ловушки и перспективы инклюзивного утверждения человеческого достоинства
ЗОРГДРАГЕР, Хелен
В статье анализируется принятие концепции обожения через нескольких женщин-богословов православного и англиканского происхождения (Мирру Лот-Бородину, Марию Скобцову, Элизабет Бер-Сигель, Сару Кокли). «Аскетика» и «кенозис» оказываются ключевыми понятиями в адаптациях всех из них. Что еще объединяет богословов, так это смещение акцента с исключительно человеко-божественных отношений, что можно считать характерным для большей части духовной традиции отцов-пустынников, на измерение межчеловеческих отношений, вплоть до уровня видений. социальной жизни, которые вытекали бы из их понимания теозиса. Это понимание, сколь бы расходящимся оно ни было в деталях, закладывает основу понятия «человеческое достоинство», которое может быть выведено из экзистенциальной направленности человека на причастность к Богу. При этом женщины-теологи разделяют основные взгляды с современными концепциями своих коллег-мужчин; в то же время их подходы ставят под сомнение традиционные представления об иерархии, причем наиболее заметной среди них является гендерная иерархия, происходящая, по их мнению, от ошибочных представлений о Троице. Это приводит к более эгалитарным представлениям о человеческом достоинстве и перспективах обожествления, в том числе за пределами гендерного уровня.

369 — 371
Авторы

373 — 378
Отзывы о книге

379 — 380
Список книг 2019


Volume: 71
Issue: 3-4
Date: 2019
Pages: 380
DOI: 10.2143/JECS.71.3.3286908
ISSN : 1783-1555
E-ISSN : 1783-1520
CATEGORIES : Classical Studies, Oriental Studies, Patristics, Theology


Периодическое издание Института восточных христианских исследований в Неймегене в сотрудничестве с Лувенским центром восточного христианства и Институтом раннехристианских и византийских исследований при Католическом университете Лёвен.
Журнал восточно-христианских исследований (JEastCS) — это рецензируемый журнал, в котором публикуются оригинальные исследования о традициях и современном положении восточно-христианских общин на Ближнем Востоке, в Центральной и Восточной Европе и на Балканах, а также в других местах, где восточные христиане жили и стали жить в прошлом и настоящем.

Журнал восточных христианских исследований реферируется и индексируется в базе данных религии ATLA; Индекс теологический; Elenchus Bibliographicus (Ephemerides Theologicae Lovanienses); Международная библиография периодической литературы по гуманитарным и социальным наукам / ИБЗ онлайн; ERIH PLUS (Европейский справочный индекс гуманитарных и социальных наук); перекрестная ссылка

Журнал восточно-христианских исследований является рецензируемым журналом.







© 2020 Библия и христианская древность