Journal of Eastern Christian Studies Том 72, выпуск 3-4

Периодическое издание Института восточных христианских исследований в Неймегене в сотрудничестве с Лувенским центром восточного христианства и Институтом раннехристианских и византийских исследований при Католическом университете Лёвен.
Журнал восточно-христианских исследований (JEastCS) — это рецензируемый журнал, в котором публикуются оригинальные исследования о традициях и современном положении восточно-христианских общин на Ближнем Востоке, в Центральной и Восточной Европе и на Балканах, а также в других местах, где восточные христиане жили и стали жить в прошлом и настоящем.
Журнал восточных христианских исследований реферируется и индексируется в базе данных религии ATLA; Индекс теологический; Elenchus Bibliographicus (Ephemerides Theologicae Lovanienses); Международная библиография периодической литературы по гуманитарным и социальным наукам / ИБЗ онлайн; ERIH PLUS (Европейский справочный индекс гуманитарных и социальных наук); перекрестная ссылка
Журнал восточно-христианских исследований является рецензируемым журналом.
Выходные данные
Volume: 72
Issue: 3-4
Date: 2020
Pages: 344
DOI: 10.2143/JECS.72.3.3288671
ISSN : 1783-1555
E-ISSN : 1783-1520
CATEGORIES : Classical Studies, Oriental Studies, Patristics, Theology
Содержание
181 — 201
Логика как межконфессиональное оружие в раннеисламистском мире
Мантик, Кияс, Калам
СТРУМСА, Сара
Настоящая статья посвящена использованию логики (в том числе аристотелевской) арабоязычными теологами в период становления богословия на арабском языке, особенно в полемической обстановке. Он пытается опираться на свидетельства, касающиеся несколько забытого края монотеистического треугольника, а именно арабоязычных еврейских богословов в третьем/девятом и четвертом/десятом веках.
203 — 215
Логизация церковных конфликтов
Синод Хенанишо II (775 г.) и аристотелевская мода среди восточно-сирийских ученых
Берти, Витторио
Синод Хенанишо II (775 г. н.э.) был проведен в момент перехода Церкви Востока в первую эпоху Аббасидов. Новая правящая династия перенесла политическое сердце ислама из эллинистической Сирии в исконное пространство Церкви Востока. Христиане Ирака впервые оказались в центре империи, простиравшейся от Средиземного моря до Индийского океана, от Аравии до Средней Азии. В этом контексте культурные компетенции, необходимые для управления и структурирования такой империи, открыли политическое пространство, в котором восточносирийские ученые могли получить общественную легитимность благодаря своим литературным и научным навыкам. В этой перспективе сильно эллинистическое отношение, которое сирийские христианские элиты культивировали в своих монастырях и школах с VI века, в частности изучение аристотелевской логики, стало одним из основных способов приобретения не только социального престижа вне Церкви, но и церковное признание и гегемония. Этой культурной динамикой можно было бы объяснить применение выразительного логического жаргона в тексте Синода Хенанишо II. Церковное собрание, избравшее его, состоялось после долгого отсутствия патриаршего престола Селевкии-Ктесифонта. Две основные фракции противостояли друг другу. Текст синода, дошедший до нас в Synodicon Orientale, отражает сложную работу по редактированию документов, направленную на улаживание контрастирующих церковных групп по наложенной герменевтической сетке логической матрицы. Этот вклад призван объяснить значение и актуальность этой логической сетки, проясняя стратегию синода и представляя пример практического и политического применения логического языка и рассуждений среди сирийскоязычной элиты.
217 — 239
Письмо Мухаммада ибн аль-Лайта византийскому императору и его аргументы из правильного языка
ВАКЕЛЬНИГ, Эльвира
Одним из первых сохранившихся сочинений о каламе является письмо Ибн аль-Лайна византийскому императору Константину VI, датируемое концом VIII века. Полемика письма против христианского учения, в частности против Божественного сыновства и Троицы, представлена как типичный пример озабоченности раннего калама правильным и рациональным применением речи.
241 — 271
Яхья ибн Ади против аль-Кинди о Троице
АДАМСОН, Питер
Ведущий христианский философ так называемой «багдадской школы» Яхья ибн Ади написал ряд работ, защищающих и разъясняющих учение о Троице. В одном из них он цитирует и опровергает опровержение Троицы более ранним мусульманским философом аль-Кинди, которое известно только благодаря цитатам, приведенным Ибн Ади. Это исследование показывает, что оба мыслителя приводят аргументы, которые аналогичны в их других работах, особенно в «Первой философии» аль-Кинди и «Трактате о единстве» Ибн Ади. Особое внимание уделяется попыткам Ибн Ади диагностировать ошибки в опровержении аль-Кинди, демонстрируя свое превосходное понимание аристотелевской логики и метафизики. Исследование завершается предложением первого современного перевода опровержения Ибн Сади аль-Кинди.
273 — 290
Общие понятия и рациональные аргументы
Логический арсенал Никиты Византийского и византийская полемика IX века против ислама
ЭРИСМАН, Кристоф
Никита Византийский в своих трактатах против ислама предлагает, безусловно, наиболее явное использование аристотелевской логики в византийском полемическом религиозном тексте, написанном в течение долгого девятого века. Даже если он не цитирует Аристотеля по имени, он регулярно использует несколько ключевых концепций аристотелевской логики. В ответ на своих оппонентов-мусульман и их обвинения в том, что христианская вера противоречит основным логическим принципам, Никита представляет как хорошо аргументированное изложение некоторых элементов христианской доктрины, так и критику некоторых аспектов ислама. В статье анализируются некоторые аспекты его логической культуры и обсуждаются возможные мотивы использования им аристотелевской логики в таком контексте.
291 — 318
Христология в Константинополе девятого века
Трактат Никиты Византийского против армян
КРАУСМЮЛЛЕР, Дирк
Темой данной статьи является так называемое Refutatio epistolae regis Armeniae, написанное в последней четверти IX века Никитой Византием по повелению патриарха Фотия. Этот текст содержит широкий спектр христологических аргументов. Сравнение показывает, что Никита в значительной степени полагался на более ранние сочинения, как сохранившиеся, так и утерянные. Изучение этих заимствований помогает нам лучше понять последние этапы халкидонского христологического дискурса.
319 — 341
Отзывы о книге
343 — 344
Список книг 2020