Vigiliae Christianae Том 74, выпуск 4

Обзор ранней христианской жизни и языка.
Vigiliae Christianae содержит статьи и краткие заметки исторического, культурологического, лингвистического или филологического характера о раннехристианской литературе, написанной после Нового Завета, а также о христианской эпиграфике и археологии. Церковная и догматическая история рассматриваются в связи с социальной историей; Византийская и средневековая литература рассматриваются постольку, поскольку они демонстрируют преемственность с раннехристианским периодом.

● Ведущий журнал в своей области.
● Обширный раздел обзора книг с критическим анализом других изданий, связанных с этой областью.

Выходные данные

Volume: 74
Issue: 4
Date: 2020
Pages: 470
ISSN: 0042-6032
E-ISSN: 1570-0720
Subjects: Early Church & Patristics, Biblical Studies, Church History, History, Ancient History, Classical Studies, Religion in Antiquity, Religious Studies, Biblical, Theology, Theology and World Christianity

Содержание

357–373
Слово и стол: истоки литургической последовательности
Чарльз Х. Косгроув
Эта статья показывает, что литургическая последовательность словесного стола, изложенная в «Первой апологии» Иустина Мученика и подтвержденная как минимум двумя другими древними описаниями трапез христианской общины, не является отклонением от греко-римского обычая банкетов, но имеет параллели в более широкой культуре. Свидетельства подробно исследуются, и предлагается возможное объяснение последовательности слов и столов в обстановке банкета.

374-393
Использование принципа Августином в De Trinitate 1-7
Эфрем Риз О.П.
В его тринитарном богословии использование Августином термина principium претерпевает изменения, которые имеют значение для его политического богословия. В De trinitate 1-7 применение этого понятия к Отцу сначала отражает более раннее употребление, которое следует неоплатонической идее божественного ἀρχή Единого. Однако размышления о Священном Писании и религиозная полемика вызывают развитие, и он постепенно отказывается от этого термина. Хотя он и не отказывается от теологической идеи об особом principium Отца, отношения между божественными личностями требуют рассмотрения principium Сына, общего с Отцом, идея, знакомая по диспутам о filioque. Это августинское развитие похоже на то, что Эрик Петерсон определяет у каппадокийцев: тринитарное богословское развитие, которое угрожает монархическому политическому богословию, которое в противном случае апеллировало бы к христианскому неоплатоническому мышлению.

394–410
Ориген и “Ангеломорфная пневматология”
Джастин Джей Ли
В последние годы наблюдается растущий интерес к святоотеческой «ангеломорфной пневматологии» — фразе, используемой в основном для описания ранних доникейских изображений Святого Духа. Не отрицая существования таких пневматологий или их общего богословского характера, как отмечают исследователи ангеломорфной пневматологии, эта статья пытается оспорить уместность термина «ангеломорфный» в пневматологическом контексте, особенно на фоне его первоначального христологического использования. Данное исследование берет в качестве примера Оригена Александрийского, пневматология которого не считается «ангеломорфной» по меркам современных определений, но содержит некоторые неоспоримые черты этой ангеломорфной теологической традиции.

411–432
Список добродетельных женщин. Миф и мифография у Климента Александрийского, Строматеиды 4,19,118-123
Кьяра Меккариелло
В этой статье я исследую мифологические ссылки, содержащиеся в Clem. Алекс. ул. 4,19,118-123, отрывок, в котором Климент развивает идею о том, что совершенство в равной степени достижимо мужчинами и женщинами, и иллюстрирует ее, перечисляя примеры женского совершенства, включая библейских женщин, исторических личностей и мифических героинь. После анализа техники Климента встраивания мифических примеров я показываю, что его формулировка передает тонкое различие между мифическими женщинами, с одной стороны, и историческими и библейскими женщинами, с другой, сигнализируя о поэтическом характере первых. В этом контексте именно синтетический и избирательный характер отсылок позволяет Клементу использовать иллюстративную функцию мифа, не дистанцируясь от него явным образом. Наконец, я утверждаю, что его источником по нескольким мифическим примерам является мифографический каталог фигур, сгруппированных под φιλο-составными.

433–463
Fugiendum necne sit in persecutione— Zur rhetorischen Strategie und Disposition von Tertullians Traktat de fuga in persecutione
Дэниел Греб
В своем трактате о фуге во время гонений Тертуллиан утверждает, что ни одному христианину не позволено бежать во время гонений. Поскольку преследование исходит от Бога и его воли, нет возможности убежать и избежать его. Такое поведение было бы не чем иным, как отступничеством, и привело бы к потере вечной жизни. Только всецело покорившись Богу и Его промыслу и водительству Святого Духа (Утешителя), можно перенести гонения и исполнить Божие требование о непоколебимости. Чтобы убедить своего адресата Фабия, Тертуллиан придает своему трактату классический риторический характер и выстраивает свои аргументы согласно partes orationis. В данной статье исследуется риторическая сущность трактата и очерчивается его диспозиция как совещательной речи. Показано, как риторика Тертуллиана влияет и усиливает его аргументацию.

464–466
Прологи на Пасху Феофила Александрийского и [Кирилла] под редакцией Олдена А. Моссхаммера
Джерард Роухорст

467–470
Новые книги
Йоханнес ван Оорт

Наверх