Journal of Eastern Christian Studies Том 73, выпуск 3-4

Периодическое издание Института восточных христианских исследований в Неймегене в сотрудничестве с Лувенским центром восточного христианства и Институтом раннехристианских и византийских исследований при Католическом университете Лёвен.
Журнал восточно-христианских исследований (JEastCS) — это рецензируемый журнал, в котором публикуются оригинальные исследования о традициях и современном положении восточно-христианских общин на Ближнем Востоке, в Центральной и Восточной Европе и на Балканах, а также в других местах, где восточные христиане жили и стали жить в прошлом и настоящем.
Журнал восточных христианских исследований реферируется и индексируется в базе данных религии ATLA; Индекс теологический; Elenchus Bibliographicus (Ephemerides Theologicae Lovanienses); Международная библиография периодической литературы по гуманитарным и социальным наукам / ИБЗ онлайн; ERIH PLUS (Европейский справочный индекс гуманитарных и социальных наук); перекрестная ссылка
Журнал восточно-христианских исследований является рецензируемым журналом.
Выходные данные
Volume: 73
Issue: 3-4
Date: 2021
Pages: 324
DOI: 10.2143/JECS.73.3.3290002
ISSN : 1783-1555
E-ISSN : 1783-1520
CATEGORIES : Classical Studies, Oriental Studies, Patristics, Theology
Содержание
139 — 158
Антропологические концепции Грегуара Паламы и Жоржа Жемиста Плетона
Дискуссия о роли человека во Вселенной
СЕНИНА, Татьяна Александровна.
Георгиос Гемистос Плефон (1355/60-1452) был представителем философского эллинизма, который иногда расходился с византийским христианским мейнстримом: его попытка реставрировать эллинизм была ответом на патристику и, в конечном счете, на Григория Паламу (1296/97-1359). ). В данной статье рассматриваются антропологические концепции Паламы и Плефона; в частности, это отражает их взгляды на человека как божественное творение, его миссию на земле, его грехи и добродетели; далее о сущности человеческой природы, роли сознания, восприятия Бога и жизни после смерти. Сравнивая христианское учение, проповедуемое святителем Григорием Паламой, с воззрениями Плефона, мы обнаруживаем парадоксальность православного христианства именно в его аскетическом облике. Христиане восхищаются и восхваляют Вселенную как прекрасное творение Божие, а Богом данные человеку природные черты как дар, но в то же время христианское аскетическое учение призывает христианина отказаться от всякой мирской деятельности, в том числе от светского образования и науки, в частности если посвящен познанию законов мироздания. Аскетическая доктрина, понимаемая таким образом, скорее предполагает, что мы должны отказаться от этого поиска знания во имя духовной жизни и иррациональной веры в Бога и его сверхъестественную силу. Для Плетона этого парадокса не существует: он утверждает, что сознание дано нам ради понимания вселенной, поиска знаний об отношениях человека с Богом и наслаждения связью между Творением и Творцом. В целом выбор Плефоном научных занятий и философии вместо преданности Паламы созерцательному православному исихазму кажется более привлекательным для современных людей.
159 — 190
«Их называют врагами правды за масштабы их лжи»
Литературные стратегии переформулирования конфессиональных границ в «Китаб аль-Бурхан ‘ала Сахих аль-Иман» Илии Нисибиса
ПОПА, Каталин-Стефан
Статья основана на трактате «Доказательство правильности веры», написанном в XI веке восточно-сирийским писателем и епископом Илией Нисибийским. Это восхваление восточно-сирийской веры пытается узаконить церковь как ортодоксальную и определить критерии, которые делают и осуждают исповедующих других как еретиков. Автор отвергает верования христианских соперников его церкви, жестко критикуя две конфессии, мелькитов и якобитов, разбирая догматические аспекты, а также формы практического богослужения. Илия не обсуждает нынешнее положение восточных сирийцев в исламе. Первостепенное значение для его церкви имеет сохранение межконфессиональных границ, дающих восточносирийцам силы для передачи своего учения на протяжении веков как основы истины в регионе, где господствует христианская раздробленность и арабская культура.
191 — 218
Бар Гебрей о зле
Христианская философия между арабским неоплатонизмом и исламским богословием
БЕНЕВИЧ, Федор
Цель этой статьи состоит в том, чтобы представить отчет о том, как христианская философия развивается в ее исламском философском и теологическом контексте. Я сосредоточусь на философской мысли Григория Бар Гебрея (ум. 1286). Я покажу, что Бар Гебрей пытается согласовать неоплатоническую авиценнианскую онтологическую теорию добра и зла с этическими теориями современной ему исламской философской теологии (прежде всего, ашаризма), а также с материалами, взятыми из христианских источников. От Авиценны Бар Гебрей берет идею зла как лишения. От ашаритов Бар Гебрей унаследовал моральный консеквенциализм и теорию божественного повеления.
219 — 262
От паломника к жителю
Маргиналии Ювакима аль-Газзи в рукописях горы Синай
ЗАКИ, Вевиан
В данной статье исследуются заметки на полях (маргиналии), сделанные в христианских арабских рукописях в период раннего Нового времени. Основное внимание в нем уделяется арабским рукописям монастыря Святой Екатерины на Синае, Египет, и изучению заметок, написанных на полях двадцати одной рукописи. Все эти заметки были написаны священником Ювакимом аль-Газзи в 1534–1538 годах нашей эры. Исследование проводится на двух уровнях. Во-первых, на историческом уровне исследование строит части жизни этого говорящего на арабском языке христианина Ювакима, начиная с его ежегодных визитов в церковь Святой Екатерины, пока он в конце концов не стал там постоянным жителем. В совокупности его маргиналии функционируют как своего рода эго-документ, который многое раскрывает о его семье, его связях с несколькими местами и даже о его будущих устремлениях. Во-вторых, с точки зрения практики писцов, исследование конкретно рассматривает практику написания маргиналий и сравнивает заметки на полях Ювакима с заметками других авторов, которые использовали ту же коллекцию рукописей в том же столетии. Это сравнение показывает общие практики и особенности Ювакима и авторов других заметок.
263 — 290
Иезуитские и эфиопские интерпретации женщины Апокалипсиса
Церковь и Дева Мария
КОЭН, Леонардо
Как и в других регионах мира, иезуиты в Эфиопии вступили в диалог и переговоры с местной традицией. Они посвятили себя «католицизации» местного христианства. В первые десятилетия семнадцатого века важная католическая литература была переведена на эфиопский язык. Некоторые из этих произведений были созданы выдающимися авторами католической реформы, а другие были написаны миссионерами-иезуитами, прибывшими и действовавшими в Эфиопии в тот же период. Иезуиты пытались восстановить в Эфиопии то, что они называли «ортодоксальным христианством», и вернуть «раскольническую» эфиопскую церковь на праведный путь католицизма. В настоящей статье рассматривается иезуитская интерпретация женщины Апокалипсиса как выражения Девы Марии. Женщина из Апокалипсиса представляет собой интересный пример, в котором столкнулись две разные христианские традиции, каждая из которых дала свое собственное объяснение одного и того же символа. Литература и иконография иезуитов в Эфиопии провели четкую грань между Юдифью, Девой Марией и женщиной Апокалипсиса. Поэтому миссионеры пытались придать новые значения определенным отрывкам Священных Писаний и предложить новые изображения Девы Марии. Этот конкретный случай также предполагает, что католическая литература могла проникнуть в более позднюю эфиопскую литературу и повлиять на нее даже после изгнания иезуитов из страны (1632 г.). Эфиопская православная церковь в то время воспринимала католицизм как заклятого соперника, и двери страны оставались закрытыми для иностранных миссионеров в гондаринский период. Тем не менее, возможно, что идеи и парадигмы, принесенные в Эфиопию миссионерами-иезуитами, проникли в местную традицию.
291 — 316
Мэри как медиатрикс
Вклад Андре Скримы в мариологическую главу Lumen Gentium
КОМАН, Виорел
В данной статье исследуется вклад румынского православного богослова Андре Скримы (1925-2000) в мариологический раздел (глава VIII) Догматической конституции II Ватиканского собора о Церкви. Основываясь на архивных исследованиях, в этой статье более подробно рассматриваются два основных выступления Скримы в заключительных дебатах о Марианской главе Lumen Gentium: (i) его критические замечания на встрече Секретариата христианского единства с некатолическими наблюдателями ( 22 сентября 1964 г.); (ii) его 3-страничный текст по православной мариологии, который был отправлен Mgr. Жераром Филипсом от 4 октября 1964 г. При этом основной аргумент газеты сосредоточен вокруг следующего утверждения: решение соборных отцов не отводить спорному термину «Посредница» видное место в документе, а вставить его среди других мариологических титулов в более широком контексте ходатайства и литургического благочестия — в значительной степени — результат важной роли, которую сыграл Андре Скрима в дебатах о LG VIII в течение трех месяцев до официального обнародования Догматической конституции о Церкви на 21 ноября 1964 г.
317 — 322
Отзывы о книге
323 — 324
Список книг 2021