Константина, дочь императора Константина в четвертом веке. Как поэтесса и строительница храмов, она была ранней покровительницей римского культа девы-мученицы Агнесы и была похоронена ad sanctam в великолепно выложенном мозаикой мавзолее, который существует и ныне. О чем почти забыли, так это о том, что дважды замужняя Константина также стала рассматриваться как самостоятельная дева-святая, которая, как говорят, была обращена и исцелена от проказы святой Агнессой. В этом томе впервые публикуются критические издания и английские переводы трех латинских житий, посвященных императрице, с введением и комментариями для контекстуализации этих практически неизвестных произведений. Самая ранняя и самая длинная из них — анонимная жизнь святой Константины, вероятно, датируемая серединой или концом шестого века, отражающая женскую монашескую обстановку и содержащая как историю наставлений Константине от Папы Сильвестра, так и поразительный диалог между Константиной и двенадцатью девственницами, которые предлагают речи, восхваляющие девственность как summum bonum. Вторая, немного более поздняя работа, «О празднике Святой Констанции» (неправильное имя святого, отражающее общую путаницу), представляет собой более обтекаемый отчет, очевидно предназначенный для литургического использования в Риме в начале седьмого века; этот текст переработан и расширен римским ученым XII века Николаем Маниакорией в его «Жизни блаженной Констанции», включая диалог в форме вопросов и ответов между Константиной и двумя ее девственными подопечными Аттикой и Артемией. Эти работы будут интересны для изучающих позднеантичные и средневековые культы святых, агиографию, монашество и женскую историю.