Апокрифические и эзотерические источники в развитии христианства и иудаизма

Апокрифические традиции, часто разделяемые евреями и христианами, сыграли значительную роль в истории обеих религий. 26 эссе в этом сборнике исследуют региональные и языковые изменения в Эфиопии, Египте, Сирии, Армении, на Балканах и в Италии. Также обсуждаются несогласные группы, такие как самаритяне, последователи Иоанна Крестителя и средневековые дуалисты. Кроме того, в книге рассматривается взаимодействие иудаизма и христианства с религиями Ирана.

Апокрифические тексты, которые редко проверяются или санкционируются, а также часто отвергаются Церквями, имеют собственный процесс развития, претерпевая значительные преобразования. В книге показано, как апокрифические рассказы могут стать средством литературной и художественной разработки и мифологического творчества. Местные адаптации библейских историй показывают, что переписчики, авторы и художники считали себя живущими не в постбиблейскую эпоху, а в прямой преемственности с библейскими персонажами.

Выходные данные

E-Book (PDF)
Availability: Published
ISBN: 978-90-04-44592-5
Publication Date: 17 Jun 2021

Hardback
Availability: Published
ISBN: 978-90-04-44593-2
Publication Date: 17 Jun 2021

Содержание

Предисловие
Список рисунков и таблиц
Примечания к авторам
Вступление

Часть 1 Эзотерическое письмо и эзотерические культы в библейских религиях

1 Экзотерические установки еврейского эзотеризма
Итамар Грюнвальд

2 Евангелие от Петра между синоптиками, второй век, и позднеантичные «апостольские воспоминания»
Тобиас Никлас

3 Все тайны раскрыты? О взаимодействии между сокрытием и раскрытием и опасностях небесных путешествий согласно Вознесению Исаии
Джозеф Верхейден

4 Раннее христианство и языческие тайны: эзотерические знания?
Ян Н. Бреммер

5 Средневековый дуалист Нахлебен ранних иудейских и христианских эзотерических традиций: роль псевдоэпиграфы
Юрий Стоянов

6 Эзотерический кардинал: Джорджиос Гемистос, Виссарион и Теургия
Эцио Альбриле

Часть 2 Соединение рассказа о происхождении и пришествии Мессии

7 Создание Адама в Нораванке: Теология и нарративит
Жан-Пьер Маэ

8 Translatio corporis Adæ: траектории парабиблейской традиции
Сергей Минов

9 Апостолы, давно умершие «еретики» и монахи: неканонические предания об ангелах и протопластах в двух позднеантичных коптских апокалипсисах (7–8 вв. Н. Э.)
Даниэле Трипальди

10 Лицо как образ Бога в еврейской псевдоэпиграфе
Андрей А. Орлов

11 О гибели высшего разума и об образе света: критическое издание, перевод и комментарий
Мария Васильевна Корогодина и Василий Лурье

12 Устранение пробелов в самаритянской традиции
Авраам Тал

13 «На горах Арарата»: Ноев ковчег и священная топография Армении
Назени Гарибиан

14 Ремесло историка и временные мосты в апокрифах и в раннехристианском искусстве: парабиблейские источники в свете работ Марка Блоха
Игорь Дорфманн-Лазарев

Часть 3 Символы и цифры мессианских ожиданий

15 Quellen der nichtbiblischen Mose-Überlieferung in der Kratkaja Chronografičeskaja Paleja
Дитер Фаль и Сабина Фаль

16 Агнец или лев: перекрывающиеся метафоры в иудейском и христианском апокалиптицизме
Авраам Териан

17 Спасение Иоанна Крестителя
Альберт И. Баумгартен

18 Эзотерическое наследие Вифлеемских волхвов в рамках иранских рассуждений об Иисусе, Зороастре и его трех посмертных сыновьях
Антонио Панаино

19 Визуальный апокриф: случай Марии и волхвов в раннехристианском Риме
Фелисити Харли

20 Гностические и митраические темы в Сефер Зоровавель
Ишай Киль

Часть 4 Ангелы, небесные путешествия и видения рая

21 1 Енох 17 в Женевском папирусе 187
Давид Хамидович

22 Енохических традиций в Ортодоксальной Славии
Флорентина Бадаланова Геллер

23 Видения рая в жизни апостола Андрея Дурака и наследие еврейской псевдоэпиграфы в Византии.
Эммануэла Грипеу

24 Вечные цепи и Гора Тьмы: Падшие ангелы в чашах заклинаний
Якир Пас

25 Иконография ангелов: корни и истоки в древнейшем христианском искусстве
Сесилия Провербио

26 Эдемские сады: композиционное, иконографическое и семантическое сходство между «Птичьей мозаикой» Армянской часовни в Иерусалиме и мозаикой синагоги в Махоне (Нирим)
Заруи Акопян

Постскриптум: тексты, пересекающие границу
Хартмут Леппин

Индекс

О редакторе

Игорь Дорфманн-Лазарев

канд. (2002) и Хабилитация (2009) в ÉPHÉ — Сорбонна, читает лекции по армянской цивилизации в Университете Экс-ан-Прованса. Он интересуется взаимодействием религий в досовременной Евразии и межкультурным развитием церковных институтов в Сирии, Южном Кавказе и Анатолии. В своих недавних публикациях он сосредоточился на передаче апокрифов на Южном Кавказе и на феномене культурного смешения в апокрифах.

Наверх