De iusto Job quando venerunt tres amici eius ut viderent eum (Оксфорд, Бодлеанская библиотека, Holkham 24 [olim 90], 173v-175r) | 187-194 |
---|
Jan Dochhorn
Статья содержит первое издание краткой версии 4-го псалма -проповеди Златоуста (стр. 56, 576-582). Часто автор отрывка сокращает текст, который можно найти в PG, но иногда даже можно наблюдать добавления или незначительные модификации из-за неизвестной сегодня более длинной версии этой проповеди или переосмысления самого автора отрывка.
Вопросы о синтезе книги Х.Г. Тюммеля «Соборы византийского спора об иконах“ | 195-206 |
---|
Adolf Martin Ritter
Статья ссылается на интерпретацию Х.Г. Тюммеля борьбы с иконоборчеством. Автор поднимает несколько вопросов, например, действительно ли соборы того периода контролировались главным образом императором и политиками, действительно ли уровень теологической аргументации был довольно скромным и т.д. Автор намекает даже на то, что аргументы, выдвинутые Х. Омом, должны быть пересмотрены Тюммелем.
Языческое прошлое Игнатия в Малой Азии второго века | 207-232 |
---|
Allen Brent
Идеи Игнатия Антиохийского о церковном порядке и структуре (по крайней мере, в так называемом «Среднем обозрении») могут быть особенно хорошо интерпретированы на фоне современных ему представлений о политическом богословии греческих городов-государств в Малой Азии. Они, в свою очередь, стоят на фоне так называемой второй софистики. Это уже показывает особое значение homonoia, как это может быть продемонстрировано, например, для основания города Ойоанда Юлием Демосфеном при Траяне. Это показывает связь между homonoia и литургическими событиями, которые позволяют императору присутствовать в процессиях через соответствующие образы и жертвоприношения. На этом фоне становится богословски понятной забота Игнатия о порядке в церквях: в собраниях и процессиях, а также в чине духовенства (понимаемого как «носитель» Бога, Христа или святого или 12 апостолов), Христос предстает как сам Господь Вселенской церкви.
Псевдо-Климент Римский, гомилия 3:72 как Петринская молитва посвящения коптов и египетских мелхитов | 233-251 |
---|
Heinzgerd Brakmann
В нескольких обрядах освящения коптской литургии и литургии египетских мелькитов используется молитва Климента I, гомилия 3,72, которая, таким образом, до сих пор почти не рассматривалась как свидетельство их малораспространенной версии. Литургическое преобразование молитвы относится ко времени, предшествовавшему расколу Александрийского патриархата в результате Халкидонского собора. Вероятно, это часть позднеантичного Corpus orationum утраченной александрийской литургии рукоположения, по которой служили более поздние литургические произведения обеих конфессий.
О значении таргума в формировании концепции МОНАКСОΣ в текстах Наг-Хаммади | 252-259 |
---|
Dmitrij Bumazhnov
В целом, по общему мнению ученых, греческий термин μovαχóς (монах) восходит к сирийскому слову îḥîdāyā. Свидетельства из таргумов, однако, позволяют предположить, что μovαχóς на ранних стадиях своего развития, частично дошедшие до нас из сочинений Наг-Хаммади «Евангелие от Фомы» и «Диалог Спасителя», могли находиться под влиянием концепции арамейского yəḥyd’a.
Порфировый шрифт ad Gaurum als | 260-275 |
---|
Franz Xaver Risch
В малоизученном, псевдоэпиграфически передаваемом издании Ad Gaurumфилософ-платоник Порфирий отстаивает идею о том, что одушевление плода происходит только после рождения и вне природы. Соответственно, он интерпретирует развитие плода чрева в соответствии с как метафизически, так и физически действительным законом творения, согласно которому сотворенное может создавать только низшие существа, чем оно само. Таким образом, именно способность матери к познанию регулирует развитие эмбриона. Философ смотрит на оживление природного тела как на парадоксальное событие, которое, однако, в соответствии с разумом поддается описанию в теологическом контексте.
Примечание о термине Homoousios | 276-285 |
---|
Timothy Barnes
В статье анализируются источники принятия гомеузианской стороны в Тринитарном споре 4-го века. Для этого следует особо отметить, что слово (с двойным омикроном, параллельно с латинским перефразированием homoeousios) было изобретено только летом 358 года (а не в 355 или 356 годах), использовалось всего несколько лет, прежде чем очень скоро исчезло. Это можно увидеть на примере Илария и Мариуса Викторина, но особенно заметно по полному отсутствию этого слова у каппадокийцев. С другой стороны, сообщения об обратном в церковной истории Sozomenus не заслуживают доверия.
Аполлинарий Лаодикийский: забытая связь тринитарного богословия между Востоком и Западом? | 286-301 |
---|
Peter Gemeinhardt
Доктрине Троицы Аполлинария Лаодикийского до сих пор уделялось мало внимания в святоотеческих исследованиях. В связи с расширением базы источников за счет назначения Пс. Афанасия, Contra Sabellianos и Пс. Василия, Contra Eunomium IV–V Аполлинарию в настоящем исследовании указывается, что тринитарное богословие последнего было внесено в обсуждение 360-х годов как самостоятельный проект. Для этого характерно отождествление Усии и Ипостаси и различие лиц посредством , которые позволяют как утверждать реальную троичность, так и противоречить „трехличности“ Бога. В то время как на Востоке, с Василием Кесарийским, стали преобладать разговоры о трех ипостасях, богословие Аполлинария могло иметь на латинском Западе последствия, которые до тех пор не учитывались. Возможно, это поможет более строго объяснить, как различные несводимые концепции, единство и троичность которых следует понимать последовательно, утвердились в рамках базового никейского консенсуса в отношении гомусии тринитарных личностей на Востоке и Западе.
Бесконечное стремление (epektasis) к добру у Григория Нисского и Плотина. Сравнительное исследование | 302-312 |
---|
Theodoros Alexopoulos
Сравнение концепций Плотина и Григория Нисского показывает важные совпадения. Можно назвать не только общие понятия, такие как концепция прекрасного, благости Бога, влияние любви на привлечение души в высшие сферы или важность свободного волевого решения, но даже бесконечный характер восхождения души к Богу. Помимо этих сходств, необходимо указать еще на важные различия, а именно на роль Христа и сакраментальную жизнь церкви. Однако наиболее важным моментом, по-видимому, является иная концепция мистического восхождения: в то время как для Плотина истинное единение во время ekstasis возможно, Григорий отрицает именно это, подчеркивая бесконечный характер каждого восхождения.
Загадка разгадана: сведения о Венецианской рукописи (V) более древней армянской версии Анафоры Василия Блаженного в публикациях, обнародованных на сегодняшний день | 313-319 |
Gabriele Winkler
Одним из наиболее важных свидетельств анафоры Василия является первая армянская редакция, которая сохранилась только в трех известных рукописях и нескольких фрагментах.
Проблемы возникли, когда Венецианская рукопись (V) появилась под разными номерами в нескольких старых и более поздних публикациях. Автор прослеживает развитие различных ссылок на эту важную рукопись и уточняет предыдущую и недавнюю нумерацию, касающуюся венецианской рукописи. Автор хотел бы поблагодарить коллегу Л.Б. Зекияна и армянских монахов конгрегации мечитаристов в Венеции за их помощь в получении всех соответствующих документов во время пребывания в Венеции.
Позднеантичные образовательные традиции в окрестностях монастыря Леринум. Сборники сочинений Евхерия Лионского | 320-335 |
Katharina Greschat
В этой статье предпринята попытка контекстуализировать часто игнорируемые экзегетические руководства Евхерия Лионского в позднеантичных христианских дебатах о языческой культуре и образовании в монашеском контексте. Цель состоит в том, чтобы показать, что Евхерий и его краткие руководства представляют точку зрения знаменитого аристократического монастыря Леринум в южной Галлии, который был ориентирован на сохранение церковной традиции. Вместе с другими трудами они давали молодым аристократам знания, необходимые для того, чтобы стать епископом или взять на себя церковную функцию.
«Херувимский вход» в «Храме Света». Интерпретация духовной идентичности христианского императора в поздней античности | 336-357 |
Wolfgang Christian Schneider
В статье разъясняется литургический контекст херувимского гимна, официально установленного в литургии собора Святой Софии в 573/574 годах. Подробный анализ гимна и его библейской подоплеки приводит к предположению, что император Юстин II хотел, чтобы была выражена теологическая интерпретация его правления. Особенно принимая во внимание роль императора в процессии, это кажется весьма вероятным. Таким образом, даже критика официальной установки гимна, по-видимому, является важной политической борьбой за отношения между императором и церковью: Юстин II хотел сделать постоянной особую роль императора во время торжественного открытия собора Святой Софии.
Обзоры | 358-368 |
Gerhard A. Müller, формы и функции цитат и аллюзий Вергилия у Августина фон Гиппона. Формы и функции цитат и аллюзий, Исследования по истории и культуре древности, НФ 1-я серия, т. 79068-4, €88,40. (Ludwig Fladerer)
Исследования Климента Романо. Труды lncontri di Roma, 29 марта и 22 ноября 2001 г., под редакцией Филиппа Луизье, Orientalia Christiana Analecta 268, Рим (папский Восточный институт) 2003, 226 S., ISBN 88-7210 338-X, EUR 18. (Horacio E. Lona)
Средневековая агиография. Антология под редакцией Thomas Head, Нью-Йорк/Лондон (Routledge) 2001, XLIX + 834 стр., ISBN 0-415-93753-1, 24,99 фунтов стерлингов (мягкая обложка). (Klaus Herbers)
Noel E. Lenski, Крах империи. Валент и римские государства в четвертом веке нашей эры, Беркли/Лос-Анджелес/Лондон (University of California Press) 2002, XIV + 454 стр., ISBN 0-520-23332-8, 75 долларов США. (Hartmut Leppin)
Объявления | 369-371 |
Пересмотр II. Конференция, посвященная Августину Гиппонскому и развитию его мысли
Халдейский оракул: Контекст, интерпретация, восприятие Констанц, 15.-18. Ноябрь 2006 года
Обзоры журналов | 372-377 |