Journal of Ancient Christianity (Том 12 №3)

„Пока я не удостоюсь чести увидеть тебя лицом к лицу“ — два отрывка из собрания Гейдельбергских папирусов383-395

Hans Förster

Два коптских письма из коллекции папирусов Гейдельберга демонстрируют влияние регулярного обмена письмами даже с дальними партнерами на церковную среду VI/VII веков н. э. Эти два текста показывают, что письма не всегда касались конкретных вопросов, но в них повторялись классические топонимы, которые можно найти в других местах коптской письменной литературы. Так что теплое сочувствие и интерес к здоровью, благодарность за полученные письма и просьбы о взаимных молитвах и благословениях показывают, что письма хотят подтвердить личные отношения. Первое из двух писем относится к образованным Шенуте монашеским общинам, второе, более фрагментарное, адресовано лицу более высокого духовного почтения, то есть епископу.


Логика и теология у Климента Александрийского. Цель 8-й книги Строматы396-413

Silke-Petra Bergjan

В Стромате VIII есть три главы, в которых Климент противопоставляет доказательство и диалектический силлогизм. Его замечания имеют параллели в аристотелевской диалектике. Доказательные выводы передают достоверность и истинность предпосылки заключению, они ведут к достоверному познанию. Стремление к достоверному познанию, согласно Клименту, является обязанностью теолога. Соответственно, диалектическая терминология встречается довольно часто, особенно в Строматах II и VII.

Строматы VIII представлены как комментарии к неоднозначно истолкованному стиху Мф 7:7. В отличие от нехристианской философии, согласно Клименту, христианская философия ведет к „нахождению“, но это не лишает ее „поиска“. Христиане, стремящиеся к достоверному познанию, согласно Клименту, в отличие от описания еретиков Тертуллианом, — это те, кто ищет бесконечно и чьи поиски ни к чему не приводят, как в описании еретиков Тертуллиана. Скорее, Климент, наоборот, упрекает своих оппонентов в том, что они попадают под действие скептических оговорок, когда сознательно воздерживаются от вынесения суждений в своей простой вере.

Климент защищает образование в области диалектики, в то же время у Климента есть высказывания, критикующие логику, в которых Климент, однако, не отказывается от своего собственного отношения к диалектике. Здесь он имеет дело со второй группой противников, которым Климент приписывает аргументацию с помощью диалектических выводов, т.е. выводов, которые, хотя и верны, но необязательно истинны, в отличие от его собственных доказательств. Эти выводы он делает в области фиктивных силлогизмов эристов, из чего ясно, что он использует различия, разработанные в диалектике, для определения своей позиции в спорах. 


Есфирь в интерпретации отцов церкви: царица, образец мужества или прообраз церкви?414-432

Agnethe Siquans

В данной статье речь идет о толковании и использовании книги Есфирь в святоотеческих текстах. Особое внимание уделяется личности самой царицы Есфири. В разных текстах она описывается и оценивается очень по-разному. Очень часто ее хвалят за мужество и спасение своего народа (иногда вместе с Джудит). Другие тексты сосредоточены на ее молитве и посте, которые дают ей силы спасти свой народ с помощью Бога. Итак, Есфирь является примером христианской жизни. Особенно множественность точек зрения в святоотеческих текстах может быть интересна для современной библеистики.


Eusebius’ Contra Marcellum. Антимодалистская доктрина и православная христология433-452

Christopher A. Beeley

В своих поздних работах против Маркелла Анкирского Евсевий Кесарийский разработал важные фундаментальные принципы богословия, которые в более поздней традиции были восприняты как ортодоксальные. Вопреки мнению, что его богословие было решительно подчинено и противопоставлено никейскому направлению, анализ его христологии обнаруживает гораздо более дифференцированную картину. Эта картина значительно отличается от большей части вторичной литературы, которая рассматривает Евсевия в основном как противника Афанасия. В статье рассматриваются основные положения и экзегетическая основа христологии в поздних работах Евсевия » Contra Marcellum «, » De ecclesiastica theologia » и «De Theophania «, а также прослеживаются такие авторы, как Григорий Назианзский и Кирилл Александрийский, которые позже были названы наследниками никейской православной веры.


Государственная религия, народная церковь или община святых? Христианство в поздней античности: определение местоположения453-476

Peter Gemeinhardt

В статье рассматривается церковная реальность и экклезиологическая рефлексия в поздней античности. Прежнее самоопределение Церкви как общины мучеников было оспорено тем, что после окончания гонений многие люди вошли в Церковь, при этом глубоко оценить их обращение оказалось затруднительным. В глазах многих ревностных христиан Церковь все больше становилась частью мира, а не его аналогом. В то время как, с одной стороны, аскетизм приобрел известность как альтернатива „мирскому“ поведению епископов и христиан, с другой стороны, внутренняя сила Церкви заключалась в способности справляться как с этими „живыми святыми“, так и с обычными верующими. Таким образом, церковь поздней античности оказалась фолькскирхе, то есть сообществом с гибкими границами, но с четким центром: сообществом святых, то есть сообществом праведно живущих мужчин и женщин и тех, кто сами не были святыми в собственном смысле, но участвовали в жизни первого культа.


Каппадокийская пасхальная христология: Григорий Назианзин и Григорий Нисский о Божественном пасхальном образе Христа477-503

Dragoş-Andrei Giulea

В статье «Христология каппадокийцев» рассматривается в контексте терминологии старой церкви, уделяя особое внимание Пасхальным проповедям Григория Назианзинского и Григория Нисского. В этих текстах Христос описывается как Божественная слава, неизменный образ Бога, приносящее спасение проявление Божества, связь и связь, соответственно. Смесь логоса и саркса, или духа и плоти, небесных архетипов и творческого логоса. Эсхатологическое воссоздание человека в соответствии с небесным архетипом должно начаться уже в земной жизни. В целом, «Христологию каппадокийцев» можно рассматривать как сотериологию, основанную на идее образа, и христологию, повторяющую концепцию Творения, причем оба комплекса идей связаны с пасхальным богословием. В то время как за первым можно проследить от Иринея и Псевдо-Ипполита до Афанасия и Василия, параллели со вторым можно найти у Мелито, Афанасия и, в свою очередь, Василия.


Военное и налоговое происхождение госпитальеров. Пример послания 62 (19), посланного Амвросием Вигилию из Тренто504-543

Claudia Tavolieri D’Andrea

В статье исследуются госпитальеры в том виде, в каком они представлены в письме Амвросия новоназначенному епископу Трентскому Вигилию, и анализируется историческая подоплека, особенно в имперском законодательстве (здесь, в частности, в книге 7 Кодекса Феодосия, озаглавленной «О метатисах»). Таким образом создается дифференцированный образ города Тренто и его окрестностей, а также его стратегическое значение. Сравнение с информацией об Антиохии и местах, где проводились общественные мероприятия по благотворительности на благо общества, показывает, насколько интенсивно классические традиции все еще были живы во все более христианизированной атмосфере 4 века.


Письмо 177,16-18 Святого Августина, смягченное отголоском конфликта в святоотеческой экзегезе во времена пелагианского спора? 544-561

Laurence Dalmon

Настоящее исследование посвящено Epistula 177 Августина  и довольно случайно обнаруженному в нем экзегетическому спору между Августином и Пелагием (Послание 177:16-18) по поводу отрывка из комментария Амвросия к Евангелию от Луки (Амвросий, Expositio euangelii secundum Lucam I 17). Августин отправил Epistula 177 в Рим осенью 416 г. н.э., в котором говорилось, что в Евангелии от Луки содержится отрывок из комментария Амвросия (Ambrosius, Expositio euangelii secundum Lucam I 17). Августин отправил Epistula 177 в Рим осенью 416 г. н.э. римскому епископу Иннокентию I, чтобы убедить его в том, что пелагианство должно быть осуждено как ересь. Современные произведения также отражают актуальность и ожесточенность этой дискуссии. В настоящем документе, представлен самостоятельный перевод приведенного отрывка из текста. За представлением дискуссии о безупречности человека в более широком контексте пелагианских споров следует исследование дискуссии об авторитетности амброзианской экзегезы. Это показывает, почему подписавшие Epistula 177 сочли целесообразным разрядить этот конфликт в письме римскому епископу.


Штеффен Дифенбах, Римские мемориальные комнаты. Память святых и коллективная идентичность в Риме 3-5 веков нашей эры562-578

Ulrich Lambrecht

Долгое время историки считали само собой разумеющимся, что история мемориальной культуры от поздней античности до раннего средневековья характеризовалась четкой преемственностью. Как историк античности, опирающийся на последние теоретические достижения в междисциплинарной области изучения памяти и идентичности, Штеффен Дифенбах сейчас бросает вызов этой точке зрения, указывая на значительные трансформации, происходившие вместе со сменой эпох. В серии из пяти тематических исследований, посвященных различным аспектам памяти святых и древнеримской истории между 250 и 500 годами нашей эры, Дифенбах анализирует как социальная структура древней жизни была глубоко преобразована между III и VI веками и как она превратилась во что-то новое. Этот процесс затронул не только топографию города, но и жизнь и менталитет его жителей. Новые отсылки к памяти вызвали ускоряющиеся изменения, которые в конечном итоге привели к историческому концу древнего города. Дифенбах предлагает убедительные результаты по различным темам и умеет превращать их в общие идеи непрерывного процесса трансформации.


Обзоры579-606
Краткие обзоры607-611
Обзоры журналов612-621
Наверх