Journal of Ancient Christianity (Том 13 №1)

Введение3-4

Статьи

Карл Шмидт. От расцвета коптологии в Берлинской академии на теологическом факультете 5-28

Christoph Markschies

В данной статье жизнь и деятельность берлинского коптолога Карла Шмидта (1868-1938) представлены в свете новых источников, среди которых переписка Шмидта с его наставником Адольфом Гарнаком. Благодаря поискам и приобретениям Карлом Шмидтом вновь открытых текстов и их подготовки к критическим изданиям, образ древнего христианства изменился в радикальном смысле. Это особенно относится к манихейским и другим гностическим текстам, и даже к некоторым апокрифам, которые он обнаружил во время своих многочисленных экспедиций в Египет. Усилия по подготовке критических изданий этих недавно найденных документов продолжаются до сих пор. Таким образом, Карл Шмидт сначала в качестве ассистента «Berliner Kirchenväteredition», затем в качестве адъюнкт-профессора церковной истории, который также читал лекции на берлинском факультете теологии, поддерживал своего пожизненного наставника Гарнака.


Рождение в хаосе и возрождение в вихре. Две новые предлагаемые интерпретации NHC II.529-37

Ursula Ulrike Kaiser

Упоминание π∈ριCCON в «On the Origin of the World » (NHC II,5) 99,18 в прошлом интерпретировалось либо как «afterbirth» (Painchaud, Layton), либо как «miscarriage» (Bethge). Здесь утверждается (I.), что контекст, в котором встречается π∈ριCCON, а также его описание как водянистой субстанции, не соответствуют этим интерпретациям. Под ним скорее следует понимать амниотическую жидкость, вытекающую из матки беременной женщины незадолго до рождения. Свидетельства использования περíσσωμα аналогичным образом в гинекологической литературе поздней античности (Soranus) подтверждают эту интерпретацию. Таким образом, в своей последней части (III.) статья предлагает возможное женское авторство «On the Origin of the World», поскольку более глубокое понимание фактического процесса родов в древности в основном ограничивалось самими женщинами и их повивальными бабками (иногда врачами). Во второй части статьи сравнивается отрывок, когда Yaldabaoth создает свое собственное потомство в «On the Origin of the World», с отрывком в «The Hypostasis of the Archons», где archons пытаются дать жизнь (то есть дыхание) первому человеку, которого они сделали из пыли и приводит доводы в пользу связи между коптскими словами ϣOγϣOγ и ϪOγϪOγ на основе τῦφoς/τυφώς.


Исследование Евангелия от Фомы в Берлинской рабочей группе по коптско-гностическим сочинениям. Наблюдения на основе Logion 58 (NHC II, стр. 43.7-9)38-47

Jens Schröter

Начиная с некоторых размышлений об истории “Berliner Arbeitskreis”, в этой статье рассматриваются характеристики немецкого перевода Евангелия от Фомы, который был подготовлен этой группой и опубликован в 15-м издании “Synopsis Quattuor Evangeliorum”, а также в “Nag Hammadi Deutsch”. Таким образом, Logion 58, девиз симпозиума в честь Hans-Gebhard Bethge, был выбран в качестве примера. Сравнение с первым немецким переводом, выполненным  Johannes Leipoldt и опубликованным в 1958 году, дает представление о филологических и текстологических решениях, принятых „Berliner Arbeitskreis” во время работы над Евангелием от Фомы.


Эсхатология Евангелия от Фомы48-54

Petr Pokorný

Евангелие от Фомы с его духовной эсхатологией — вневременная платоническая интерпретация раннехристианской веры. Тем не менее, по своей внутренней структуре эта интерпретация могла быть преднамеренной попыткой восстановить и представить реализованную эсхатологию, опосредованную Святым Духом, такой, какой она была в начале. Это был опыт, который еще не признал разделения христианской эсхатологии на первое и второе пришествие Иисуса как Мессии. Группа Thomasine считала этот ранний опыт наиболее достоверным выражением веры и пыталась выразить его посредством платоновского проекта.


«Жемчуг перед свиньями“ — Мф 7,6 в свете от Фомы 9355-61

Uwe-Karsten Plisch

В эссе обсуждается правило двух частей в Мф 7,6 в свете его параллели в Евангелии от Фомы 93. Эта параллель часто игнорируется, хотя самая близкая параллель Мф 7,6 с точки зрения истории религии имеет более простой смысл и структуру, чем текст Мф 7,6. Эта простая структура (правило 1, за которым следует его обоснование, затем правило 2, за которым тоже следует обоснование) является сильным аргументом в пользу интерпретации текста Мф 7,6 как хиастического. В свете Евангелия от Фомы 93 большинство распространенных немецких и английских переводов Мф 7,6 кажутся неверными.


Предположения о древнем Евангелии от Филиппа62-75

Judith Hartenstein

Существовало ли другое евангелие, названное в честь Филиппа, помимо евангелия, известного из Nag-Hammadi-Codex II,3? Епифаний и Pistis Sophia оба знают о Евангелии от Филиппа. Довольно трудно рассматривать их свидетельство как ссылку на Nag-Hammadi-Codex II, 3, но оно хорошо согласуется с писаниями, связывающими Филиппа с передачей гностической традиции, такими как Sophia of Jesus Christ и Letter of Peter to Philip. Кроме того, Деяния и Евангелие от Иоанна свидетельствуют о филипповской традиции первого века. Взятые вместе, эти ссылки указывают на древнюю и непрерывно развивающуюся традицию Филиппа, которая, вероятно, началась с учения Филиппа Эллиниста, приобрела значение в гностических кругах и привела к составлению по крайней мере двух Евангелий от его имени.


Sethianer?76-86

Gerard P. Luttikhuizen

В двух основополагающих статьях Hans Martin Schenke и его «Berliner Arbeitskreis» предложили название «Sethianism» для якобы отличительного корпуса гностических текстов. Его предложение было принято и разработано несколькими учеными. Сосредоточившись на апокрифе Иоанна, в настоящем эссе обсуждаются некоторые аспекты сифианского тезиса: какова роль Сифа и сифианцев в этом важном мифологическом тексте, правильно ли предположить, что его учения по сути являются дохристианскими иудейскими?


Термин μετάνoια в гностических писаниях87-97

Johanna Brankaer

В этой статье исследуется использование и значение понятия μetávoia в гностических текстах. Это обнаруживается в отношении Sophia, Sabaoth и soul. Это выражает их версию сотворенного порядка и его демиурга и их обращение к настоящему Богу. Основными характеристиками μetávoia являются: она начинается как отвращение, своего рода негативное знание о реальности; она включает в себя некоторую публичную демонстрацию вины и сожаления; это требование к изящному божеству, которое допускает эсхатологическое освобождение всего, что принадлежит порядку творения.; прежде чем произойдет это возвращение к плероматическому происхождению, кающийся часто остается в месте, называемом μετάνoια. Типичным для гностической μετάνoια является тот факт, что она имеет эпистемическую ценность: это условие истинного знания.


Евангелие от Иуды в свете Нового Завета и раннего христианства 98-107

Gesine Schenke Robinson

В отличие от того, о чем свидетельствует стремительный и сенсационный поток публикаций после открытия Евангелия от Иуды, в этой статье подчеркивается, что Евангелие от Иуды не проявляет никакого интереса к защите Иуды, как бы ни хотелось обратить вспять демонизацию Иуды, что слишком часто использовалось для оправдания пролития еврейской крови. В то время как Иуда играет решающую роль в Божьем плане спасения в Новом Завете, судьба Иуды в Евангелии от Иуды настолько предопределена его заблудшей звездой, что происходит предательство Иисуса. Иуда остается неизменно амбивалентной фигурой: несмотря на то, что он является главным собеседником Иисуса, он получает откровение о собственном падении. Евангелие от Иуды восстает против обрядов большинства христиан того времени. Например, он считает жертвоприношение враждебному Богу-Творцу ошибочным и энергично полемизирует с убеждением, что смерть Иисуса была необходима для искупления человека. Высмеивая невежество 12 учеников, которые полностью ввели в заблуждение своих последователей, Евангелие от Иуды указывает на заблуждение негностической православной церкви и ее лидеров. Иуда — один из тех, ничего не подозревающих последователей, над которыми Иисус выносит сокрушительный окончательный суд. Послание Евангелия от Иуды отрицает всякую надежду на спасение человечества, потому что каждый смертный находится под контролем вводящих в заблуждение звезд и, таким образом, обречен на вечное проклятие. Единственная возможность спасения заключается в пробуждении заблудших и принятии ими спасительного знания. Это предполагает использование Евангелия от Иуды в катехизических целях внутри сообщества, которое использовало Евангелие от Иуды.


Почему и как Иуда является «Daimon»? Размышления о Евангелии от Иуды (Кодекс Чакос 44:21)108-126

Silke Petersen

Недавно опубликованное Евангелие от Иуды быстро стало спорным текстом. В то время как некоторые ученые приветствуют изображение «хорошего Иуды», которое, по их мнению, можно найти в этом тексте, другие считают, что Иуда здесь изображен так же негативно, как и всегда, и даже не более того. То, что Иисус называет Иуду «демоном», похоже, подтверждает последнее мнение. В этой статье исследуется использование термина «демон» в ряде древних текстов — Новом Завете, писаниях Наг-Хаммади и платоновской традиции — обсуждается, что может пролить свет на фигуру Иуды в Евангелии от Иуды. Делается вывод, что вопрос о том, представлен ли Иуда как хороший или плохой, вводит в заблуждение: Иуда ни хороший, ни плохой, а средняя фигура, способная получать и передавать откровение.


Первое приближение герменевтики в ветхозаветных писаниях с размышлениями о рецепции этого термина в новозаветных евангелиях127-141

Katrine Brix


Гермес Трисмегист, Гнозис и «Берлинская рабочая группа по коптско-гностическим сочинениям» — обзор142-146

Karl-Wolfgang Tröger


Рецензии/Обзоры 147-175

Обзор журналов176
Наверх