Journal of Ancient Christianity (Том 13 №3)

Фрагменты Testamentum Domini в грузинском переводе395-402

Tinatin Chronz and Heinzgerd Brakmann

Богослужебные книги восточных церквей передают немало молитв Testamentum Domini. Они перекликаются с его утраченным греческим текстом и его переводом почти на все языки Восточного христианства. Грузинский перевод представлен не только ординалом в Кодексе А-86 (10-11 век) Национального центра рукописей Тибилиси (Грузия), но и Молитвой о целебном масле и воде в палестинском Синайском кодексе Иберикус О.12 (10 век), отредактированной здесь впервые. Другая грузинская редакция этой же молитвы, используемая во время покаянного богослужения, встречается в более ранних рукописях и может представлять собой перевод греческой модели, еще не идентифицированной.


Фрагмент раннехристианского гимна (Папирус Бодмера 12): наблюдения403-414

Thomas Scott Caulley

В этой статье освещается преобладающее мнение о происхождении и природе шестистрочного фрагмента Кодекса Бодмера (Папирус Бодмера 12). Этот фрагмент является одним из многих отрывков из Кодекса Бодмера, материалы которого, вероятно, были собраны в личных религиозных целях. Результаты палеографических исследований вызывают серьезные сомнения в предполагаемой связи с „On Pascha» Мелито. Однако, если отбросить эту связь, то для фрагмента открываются новые возможности толкования. В этой статье рассматривается значение фрагмента с точки зрения ранних христиан в отношении эсхатологического свадебного торжества и приводятся убедительные доказательства того, что сирийский оригинал, возможно, послужил основой для этого. «Хвала Матери» (ᾄσατε τῇ μητρί), следовательно, больше относится к Святому Духу, чем к Марии или Церкви.


О мотивах гонений христиан времён тетрархии415-429

Philip Aubreville

В данной статье рассматриваются мотивы гонений на христиан в период римской тетрархии 303-311/313 гг. В первой части представлены пять основных объяснений, которые можно найти как в самих источниках, так и в современных исследованиях. Поскольку ни одно из этих объяснений не может претендовать на абсолютную интерпретацию, остается место для другой теории. Во второй части автор пытается доказать эту теорию: он исходит из того, что христиане не спровоцировали преследование своим поведением, а были выбраны в качестве группы жертв, потому что они «другие». Исключение, вызванное этим преследованием, должно омрачить идентичность других жителей империи. Возможно, это должно было уравновесить угрожающий дефицит стабильности после предполагаемого отречения Диоклетиана в 305 году. На самом деле в источниках есть свидетельства этой теории: свидетельство того, что гонения на христиан во времена тетрархии были мотивированы укреплением стабильности в империи с помощью простого социологического механизма «Идентичности за исключением».


Die Praecepta Pachoms. Исследование самого большого раздела Правил Пахома430-451

Christoph Joest

Ученые давно ведут споры о происхождении пахомианских правил. Кажется очевидным, что особенно Praecepta претерпевали развитие в течение определенного периода времени, и некоторые утверждают, что последующие поколения добавили к ним дополнения и что правила представляют собой этап организации Пахомианской койнонии, относящийся к периоду спустя долгое время после смерти святого Пахомия. Когда мы смотрим на структуру «Praecepta», мы можем легко идентифицировать два набора дополнений (Praecepta 108-119 и 129b-143), помимо них порядок следования правил соответствует четкой и простой структуре. Если мы посмотрим на текст, то обнаружим, что так называемые «small conclusions» (de Clercq) не дают никаких намеков ни на развитие правил, ни на более поздние дополнения. На самом деле, стиль письма Praecepta — это стиль Пахомия, а не стиль Horsiese или Theodoros (кроме Praecepta 8a). Даже упомянутые выше дополнения показывают один и тот же стиль письма, поэтому мы должны заключить, что они исходят от самого Пахомия, независимо от того, когда они были добавлены и кто, возможно, это сделал. Весь свод правил Praecepta представляет собой стадию развития койнонии, достигнутую в конце жизни Пахомия. Horsiese цитирует некоторые из них в своей Liber и называет их изданными Пахомием или «the elders». Так что нет оснований сомневаться в том, что Praecepta так или иначе восходят к великому основателю общежительного монашества: святому Пахомию.


«Все это украшение места…». Масштабный благотворительный проект Василия Великого452-474

Andreas Müller

Так называемая Василиада, основанная Василием Великим до 370 г., охарактеризованы Григорием Назианским как чудо света. Значение этого учреждения основано на сочетании богадельни, приюта и больницы в рамках монашеской жизни. Архетип Василиады, вероятно, следует идентифицировать как Пахомийские монастыри в Египте, которые представляли собой аналогичную комбинацию различных институтов. На бывшего солдата Пахома при создании монастыря такого нового типа, возможно, повлияла планировка римских военных лагерей. Василий представлял себе весь мир как монастырь. Поэтому он организовал предместья Кесарии по образу монастыря. Однако новых форм институтов он не создавал. Интерпретация Basileias как чуда света понятна, поскольку она предлагала новое сочетание старых институциональных элементов с interpretatio christiana человеческой природы. Бедным, чужеземцам и больным предлагалась возможность встретиться с самим Богом в Василиаде.


Безумие, философский или мистический опыт? Загадочный текст: Псевдо-Климента Recognitiones II 61-69475-493

Claire Clivaz

Псевдо-клементинские Recognitiones II 61-69 еще недостаточно подробно обсуждались современными авторами. Упомянутый отрывок текста описывает особый момент в противостоянии Петра и Симона Волхва, в котором апостол делится с Симоном странным опытом, который в латинском переводе Руфина описывается следующим образом: extendere mentem („расширять разум“). Это выражение, по-видимому, означает возможность наблюдать за различными местами на Земле, физически не покидая своего местонахождения. Что касается литературного уровня, то в данной статье подчеркивается, что это переживание понимается различными персонажами либо как психическое заболевание, либо как особая способность человека, либо как мистическое / философское переживание. На социально-историческом уровне статья показывает, что Признания II 61-69 поднимают вопрос о восприятии реальности в древности, как это также описано в диалоге Цицерона «Lucullus» и в «De mysteriis Aegyptiorum» Ямвлиха. В заключение будут выделены некоторые примечания, которые позволят определить местонахождение опознавательных знаков после Чепмена, Келли или Коте в сирийской среде 4-го века.


Contradicit apostolus. Особое использование Рим. 9:11 в Sermo 165 Августина494-512

Gert Partoens

В статье рассматриваются разделы 6-8 из » Sermo 165″ Августина, проповеди, произнесенной епископом Гиппона в Базилике Maiorum в Карфагене во время пелагианских споров (предположительно в 417 году). Отрывок текста представляет собой живой, вымышленный диалог между Августином и некоторыми пелагианцами, которые придерживаются удивительной концепции, согласно которой каждый человек рождается бессмертным и умирает в результате совершенного им лично греха. Посредством редукции до абсурда Августин показывает, что из этого предположения следует, что нерожденные должны быть способны к греху еще в утробе матери. По словам Августина, эта идея, выдвинутая им пелагианами, противоречит утверждению в  к Римлянам 9:11, где прямо отрицается возможность пренатального греха. Августин сравнивает эту пелагианскую концепцию с концепцией «оригенистов», согласно которой человеческая душа до рождения человека обладала небесным бестелесным существованием; включение в телесное существование через рождение есть результат грехов, совершенных на небесах. Это сочетание пелагианства и «оригенистской» теории падших душ можно найти и в Dialogus aduersus Pelagianos Иеронима от 415 года, хотя он и пытается опровергнуть взгляды своих противников с помощью другого reductio ad absurdum. В настоящем вкладе Августин, Sermo 165,6-8 понимается как риторический текст, не заинтересованный в аутентичном воспроизведении пелагианского учения. Августин стремится здесь не к тщательному и взвешенному опровержению общепринятых пелагианских учений, а к противостоянию со своими противниками.


Предусмотренное образование, или Чудо обучения в Византии513-523

Nikos Kalogeras

Автор исследует в агиографических текстах литературную стратегию, образование и обширные знания, полученные в результате провидческих, сновидческих переживаний. Это может касаться как авторов Священных Свитков (которые, таким образом, приписывают свои литературные способности Святому Духу или главным святым личностям своих свитков), так и самих святых, чьи жизни рассказываются. Помимо чудесного приобретения языковых навыков, распространенными топосами являются особенно удивительные знания в юном возрасте. Особый пример представляет Жизнеописание Феодора Эдесского, в котором сообщается о серьезных нарушениях в обучении семилетнего Феодора, которые устраняются только с помощью видения и обращения к аскетической жизни.


„Патриархи» или «патриархаты»? (Сократ, Х.Е. В 8,14)526-530

Günther Christian Hansen

На запись Сократа (Historia ecclesiastica V 8) о Втором Вселенском соборе (Константинополь 381), по-видимому, повлиял документ, подделанный в пользу Константинопольского престола. В Historia ecclesiastica V 8,14 следует читать πατριαρχίας, а не πατριάρχας.


Обзоры531-561
Краткие обзоры562-565
Обзоры журналов566-567
Наверх