Journal of Ancient Christianity (Том 16 №1)

Содержание

ЗаголовокI-II

Статьи

Между образованием и обращением: подходы к религии в поздней античности3-10

Peter Gemeinhardt, Tobias Georges


Берлин, 1929-1932: автобиографический очерк Карла Андресена11-24

Christoph Markschies


Карл Андресен (1909-1985) — историк протестантской церкви своего времени25-40

Adolf Martin Ritter

В статье очерчены основные направления исследований и личности Карла Андресена. Родившийся на севере Шлезвига, он оставался человеком между границами, между патристикой и христианской археологией. Это послужило основой для его интенсивной работы над темой «Античность и христианство», как это можно наблюдать уже в его книге о Цельсе. Наконец, Андресен подчеркивал богословское значение Истории Церкви. Это привело его к высокой оценке «Dogmengeschichte».


«Патристика — дисциплина с будущим!“ В память о Карле Андресене (1909-1985)41-55

Peter Gemeinhardt

В настоящей статье дается очерк научной биографии Карла Андресена, а затем указываются некоторые из его непреходящих достижений в написании Истории Церкви. Первоначально находясь под влиянием концепции Ганса Литцмана об истории раннего христианства, Андресен разработал более богословски обоснованный способ анализа исторических явлений (сохранив при этом свой интерес к социологическим, культурным и философским подходам к религии). История Церкви структурирована по определенным «типам» Церквей, отражающим как социологические, так и экклезиологические аспекты. В то время как раннее христианство неизбежно принадлежит религиозному сообществу поздней античности, его самопонимание ведет к выделению его из других религий. Таким образом, работа Андресена обеспечивает теологическую основу даже для современного исторического анализа Древней Церкви.


Образование и религия: Новый исследовательский центр в Геттингене56-61

Peter Gemeinhardt

В статье представлен междисциплинарный исследовательский центр, созданный в Геттингенском университете на средства, предоставленные федеральной и федеральной инициативой по совершенствованию. В беседах между исследователями Нового Завета, историками Церкви, классическими филологами, исламоведами и религиоведами рассматривается вопрос о взаимосвязи образования и религии от периода Римской империи до классического ислама. Излагаются профессиональные характеристики отдельных групп молодых исследователей, а также основные ориентиры для всего центра (образовательные учреждения, экзегеза, историография, авторитетные источники). Обзор переходит к теме настоящего сборника.

Что мы знаем о «школе» Иустина в Риме?62-74

Jörg Ulrich

В Апологиях Иустина есть многочисленные упоминания, позволяющие сделать прямые или косвенные выводы о преподавательской деятельности в школе Иустина в Риме. Изучение терминологии, используемой в «Апологиях», предполагает, что целью урока была передача древней христианской традиции и что целью Иустина было укрепить существующий или несуществующий консенсус среди студентов в отношении этой традиции. Интенсивное использование дидактических инструментов соответствует современным требованиям к обучению и показывает, насколько Иустин стремится быть наравне с конкурирующими школами в своем обучении. Заявления об институциональном устройстве школы делать трудно; нельзя представить структуры, которые были бы слишком прочно закреплены. Претензия на общественное восприятие и как апологетический, так и эристический импульс становятся очевидными. К сожалению, трудно ответить на некоторые другие вопросы: об отношениях между школой Иустина и римской общиной, о количестве и происхождении учеников, о требованиях к поступающим и, наконец, о статусе школы Иустина в контексте других философских школ в Риме. Источники не предоставляют здесь достаточно информации, чтобы делать достоверные заявления.


Школа Иустина в Риме – Размышления о раннехристианских “школах”75-87

Tobias Georges

Существование христианских «школ» во II веке является предметом споров. На примере Иустина эта статья показывает: доказательство существования его школы — которое вполне может быть предоставлено — должно быть связано с определением феномена „школа“. Изучение Acta Iustini на фоне сохранившихся сочинений Иустина позволяет сделать вывод: школа Иустина была управляемым кружком учитель-ученик, в котором изучалась вера и образ жизни христиан, на высоком уровне и в общении с нехристианским миром образования. Характеристики школы демонстрируют поразительные параллели с языческими философскими школами, в контексте которых выделяется школа Иустина. Ссылки на других христианских писателей времен Иустина (самопонимание как философа, учение, знакомство с античной философией) позволяют предположить, что их сочинения также были написаны в схоластическом контексте, как и у Иустина.


В поисках христианской Пайдейи. Образование и обращение в раннехристианской биографии88-98

Peter Gemeinhardt

В статье рассматривается значение автобиографических сообщений об обращении в связи с важностью образования в раннем христианстве. В то время как Иустин совершает путешествие по античной философии и, благодаря своим соответствующим знаниям, чувствует себя равным и даже превосходящим языческих философов, проповеди псевдоклиментов демонстративно критикуют образование, так что юный герой приобретает особую христианское образование. Наконец, благодарственная речь Григория Чудотворца, произнесенная Оригеном, иллюстрирует фундаментальную роль языческого образования и философии в получении христианского образования, чтобы христиане могли сделать обоснованное заявление и провести различие. Общим для всех трех текстовых комплексов является то, что авторы чувствовали необходимость связать свое дохристианское или нехристианское образование с христианской верой и жизнью.


Оказала ли христианская этика какое-либо влияние на обращение в христианство?99-112

Ilka Ißermann

Апологеты раннего христианства в своих трудах защищали христианство от обвинений в язычестве, в частности, неоднократно указывая на превосходство христианской этики, которое проявлялось в повседневной жизни христиан. Апологеты не прибегли бы к этому аргументу, если бы не увидели в нем связи со своей нехристианской средой. Для этого они приняли самые разные философские доктринальные взгляды и адаптировали их к своим аргументированным потребностям. Взгляд на мораль в нехристианском обществе, распространяемую философией, школьным образованием, а также в языческом культе, обеспечивает основу для сравнения с апологетическими аргументами и позволяет сделать выводы о диапазоне апологетических аргументов. Но для философски образованных читателей христианская мораль казалась менее убедительной с точки зрения теории, чем с точки зрения практических успехов христианского учения среди людей всех слоев общества.


Значит, мы единственные невиновные! (Apologeticum 45,1) Невинность как показатель христианской принадлежности в Apologeticum Тертуллиана113-128

Andrea Villani

Целью данной статьи является анализ использования концепта невиновности и контрастного мотива невиновность/вина в «Апологетикуме» Тертуллиана. С помощью специальных риторических и литературных приемов, таких как реторсия и кольцевая композиция, Тертуллиан пытается доказать, что только христиане могут считаться истинно невинными, а язычники оказываются виновными в своих проступках по отношению к христианам. Чтобы показать это, Тертуллиан использует термин невиновность двояко: в начале своей апологии его следует понимать в чисто юридическом смысле (отсутствие вины), тогда как в последних абзацах понятие невиновности имеет значение христианская добродетель, которая характеризуется связью с Богом, поддерживает и отождествляет с совершенным нравственным поведением.


Образование и (само)утверждение (недавних или потенциальных) новообращенных: дело Киприана и Ad Donatum129-144

Jakob Engberg

Местом действия апологетического произведения Киприана Ad Donatum является разговор между ним и его другом Донатом, происходящий в красивом саду. В контексте этого разговора Киприан рассказывает своему другу о своем обращении в христианство. В то же время, в дополнение к Донату, адресована более широкая аудитория, предположительно обращенная на каждом другом этапе своего процесса обращения. Описание Киприана служило для того, чтобы убедить самого себя в значении и ценности обращения, и в то же время подстегнуло своего собеседника Доната в процессе обращения, а также других читателей, которые были либо новыми, либо потенциальными обращенными. Таким образом, повествование об обращении отражает важность, которую христиане в Карфагене примерно в середине третьего века могли придавать обращению, и ценности, с которыми Киприан столкнулся в процессе своего обращения. Таким образом, Киприан присоединяется к группе авторов, которых обычно называют апологетами: из 16 работ, обычно включаемых в эту категорию, 14 относятся к обращению автора. Защита христианства, самоуверенность пришедших в христианство и распространение обращения в христианство идут рука об руку.


Обращение к христианской философии — пример школы Оригена в Кесарии145-157

Anders-Christian Jacobsen

В этой статье автор рассмотрит, следует ли понимать учение и проповедь Оригена как направленные на обращение к философии. Идея о том, что учение Оригена можно понять таким образом, вдохновлена Грегором Тауматургом — или Григорием Чудотворцем. В своем послании к Оригену и его товарищам-ученикам, когда он покинул школу Оригена в Кесарии, Григорий описывает то, что произошло с ним в школе Оригена, как своего рода обращение. Читая обращение Григория, может сложиться впечатление, что его обращение было скорее обращением к философии, чем обращением в христианство или к определенному виду христианской теологии. В более краткой форме Евсевий упоминает нечто подобное. На этом фоне разумно спросить, что Григорий мог иметь в виду под своим описанием, и может ли такое описание работы Оригена быть подтверждено и обосновано собственными трудами Оригена. Автор сосредоточится на деятельности Оригена в Кесарии, но она будет рассматриваться в контексте того, что мы знаем о его собственном образовании и его преподавании в Александрии в период до его переезда в Кесарию.


Обзоры158-178
Наверх