Journal of Ancient Christianity (Том 9 №3)

Соборы, посвященные византийскому спору об изображениях455-463

Hans Georg Thümmel

Статья представляет собой своего рода резюме более обширных исследований, опубликованных в “Соборы по вопросу об изображениях в 8-м и 9-м веках, 2005”. Проблемы сводятся к трем пунктам: 1. В Византии в VIII-IX веках император был единственным лицом, ответственным за богословие и церковную политику. Таким образом, обязанностью совета было не обсуждение проблем, а подтверждение решения императора. 2. На Седьмом Вселенском соборе Тарасий использовал идею “пентархии” в качестве своего главного аргумента. Но самое позднее, с арабской экспансией седьмого века, три из пяти патриархатов больше не были частью “рейхскирхе”, и в восьмом веке Рим перешел на сторону франков. Концепция понимания единства церкви как единства пяти патриархов была использована тогда, когда реальной основы для этого фактически уже не было. 3. В шестом веке изображение в Восточной церкви приобрело все большее значение. Это предмет, который творит чудеса и поэтому заслуживает почитания. Императоры, считавшие это суеверием, запрещали изображения (иконы). Третья позиция признавала изображения по дидактическим соображениям и в память о них. Это узаконило изображения на соборах, в то время как однажды признанные обычаи, считавшиеся суеверными, были снова введены в Восточной церкви.


Предполагаемая синагога мучеников Маккавеев в Антиохии на реке Оронт464-495

Lothar Triebel

Так называемой «Синагоги Маккавейских мучеников» в Антиохии-на-Оронте никогда не существовало. Только поздние и сомнительные источники утверждают, что в этой предполагаемой синагоге хранились мощи этих мучеников, а позже она была преобразована в церковь. Утверждение Августина о том, что базилика была построена христианами, следует понимать буквально.


Популяризация христианства. Монотеистические тенденции в поздней античности496-523

Alfons Fürst

Согласно распространенному мнению, в истории религии поздней античности доминирует противостояние христианского монотеизма и языческого многобожия. Однако в последние несколько лет ученые того периода пришли к обнаружению феномена, который они назвали «языческим монотеизмом’. Выражаясь более осторожно, мы можем видеть тенденцию к монотеизму в языческом мире поздней античности.

В статье предлагается обзор археологических, эпиграфических и литературных свидетельств «языческого монотеизма» – кажется, правильнее говорить о «генотеизме» – в различных областях древнего мира (философия, политика, религия). Учитывая результаты современных исследований на эту тему, развитие религиозных идей и практик начиная со второго века нашей эры становится интригующе сложным. Продвижение христианской церкви Константином I и его преемниками вовсе не было решающим поворотным моментом истории, как об этом говорится в христианской агитации. Скорее, христианская вера в то, что Бог един, не в меньшей степени, чем политика Константина в пользу христианства, была частью более общей «тенденции’ к монотеизму. Успех христианской религии во многом обязан этим благоприятным обстоятельствам.

Следовательно, рассматривая идею Единого Бога, в статье утверждается, что нам следует пересмотреть нашу концепцию «христианства» и «язычества» и взаимодействия между ними в поздней античности.


Переосмысление Ария (Часть 1) 524-560

Winrich Löhr

Немногие еретики за долгую историю христианства достигли такой славы, как Арий, пресвитер, который жил и творил в Александрии в начале четвертого века. То немногое, что мы знаем о его жизни и теологических идеях, было передано его оппонентами. Если мы попытаемся вновь уловить исторического Ария, Ария, стоящего за ересиологическими образами, нам придется столкнуться – неявно и явно – с построениями и реконструкциями предыдущих поколений богословов, церковных историков, ересиологов и ученых-практиков. И лучшее, к чему можно стремиться, – это предложить другую реконструкцию Ария, которая – по крайней мере, так хотелось бы утверждать — более учитывает собственные намерения Ария и более правдоподобна в свете наилучших имеющихся свидетельств.


Притча о городе Макария / Симеон 561-565

Martin Illert

Духовная проповедь Псевдо-Макария 42, сборник H (= Logos 14, сборник B) выдает знание ее автором сирийской версии легенды об Абгаре и, соответственно, демонстрирует глубокое влияние сирийского христианства на труды Псевдо-Макария. Абгарская традиция адаптирована здесь для того, чтобы подчеркнуть полное неприятие аскетом искусства риторики и древней философии.


Кирилл Александрийский и Формула Союза 433 года нашей эры566-583

Torsten Krannich

Уния 433 года н.э. знаменует собой изменение в кириллической христологии: Кирилл вводит новые богословские термины, а другие отныне будут им опущены. Кирилл, по-видимому, был полностью осведомлен о своих терминологических новшествах, поскольку ему неоднократно приходилось отвечать на вопросы своих современников относительно этих новшеств. Несколькими письмами преимущественно апологетического содержания Кирилл оправдывает изменение своей позиции и пытается объяснить это; он ясно демонстрирует своим критикам, что его новая терминология, особенно о единстве двух природ, является продолжением его прежней теологии. Более того, своим принятием унии он может преодолеть глубокую пропасть, отделяющую восточную церковь от Александрийской с 431 года нашей эры.


«Воздержание от использования женщин». Вопрос о грамматическом составе «Заступничества за усопших» в Великом Евхологионе Белого монастыря584-591

Hans Förster

Заступничество в одной из коптских анафор в Великом Евхологионе du Monastère Blanc (опубликовано Ланном) представляет большой интерес. Согласно переводу редактора, в “Заступничестве за усопших” упоминаются те, «кто воздерживается от использования женщин». Этот загадочный перевод, по-видимому, неоправдан текстом. Тщательное обсуждение грамматической структуры этого ходатайства указывает на иную интерпретацию, поскольку с грамматической точки зрения мы находим асинхронное перечисление умерших лиц и групп лиц, за которых молится священник. Кроме того, nomen agentis интерпретируется Ланном как глагол. Таким образом, свидетельства ясно указывают на отдельную группу лиц, а именно женщин, служивших диаконами, о чем свидетельствует Великий Евхологион еще в десятом или одиннадцатом веке.


Обзоры592-605
  • Dennis E. Trout, Паулинус из Нолы. Жизнь, письма и стихи, Трансформация классического наследия XXVII, (Издательство Калифорнийского университета) Беркли / Лос-Анджелес / Лондон 1999, XIV + 326 стр., ISBN 0-520-21709-8, 55,00 долларов США. (Джузеппе Гуттилла)
  • Mauro Passe, Условно-досрочное освобождение, Милан (Мондадори), 2004, XLVIII + 814 стр., ISBN 88-04-51347-0, 27 евро. (Тобиас Никлас)
  • Cristina Ricci, Mysterium Dispensationis. Исторический музей Грегорио Маньо, ул. 135, Рим (Центр исследований С. Ансельмо) 2002, 367 с., ISBN 8881390949, 40,00 евро. (Барбара Мюллер)
  • Чтение Евангелий с Григорием Великим. Проповеди в Евангелиях 21-26. Перевод с предисловием и примечаниями Santha Bhattacharji, Petersham (Св. Публикации Беде) 2001, VI + 122 стр., ISBN 1879007444, 75,95 евро. (Барбара Мюллер)

Указатель к Тому 9607-631
Наверх