Byzantion Том 89

Byzantion — международный рецензируемый журнал, основанный в 1924 году. он посвящен византийской культуре и охватывает литературу, историю и искусствоведение, включая смежные дисциплины. Каждый том содержит научные статьи, за которыми следует большой библиографический раздел. Byzantion вносит большой вклад в развитие византинистики.

Byzantion реферируется и индексируется в L’Année Philologique; Международная библиография периодической литературы по гуманитарным и социальным наукам / ИБЗ онлайн; Справочник периодических изданий MLA; лингвистическая библиография / лингвистическая библиография; Библиография по истории искусства; Исламский индекс; Философский индекс Дитриха; ERIH PLUS (Европейский справочный индекс гуманитарных и социальных наук); Скопус.

Byzantion — рецензируемый журнал.

Выходные данные

Volume: 89
Date: 2019
Pages: 593
DOI: 10.2143/BYZ.89.0.3287085
ISSN : 0378-2506
E-ISSN : 2294-6209
CATEGORIES : Classical Studies, Patristics, History of Art, Oriental Studies

Содержание

1 — 35
Геометрические и астрономические исследования в Салониках по свидетельствам рукописей
От Жана Педиасимоса к Деметриосу Кидонесу
АСЕРБИ, Фабио, ПЕРЕС МАРТИН, Инмакулада
В статье рассматривается научная деятельность в Салониках в средний палеологовский период. Мы изучаем научную деятельность византийских ученых из этого города, а также их деятельность над рядом научных рукописей; среди личностей здесь представлены фигуры Иоанна Катрариоса, Деметриоса Триклиниоса, Николаоса Кабасиласа, Деметриоса Кидонеса, Феодора Кабасиласа. Некоторые из изученных здесь источников до сих пор лежат неотредактированными. Мы покажем, что устойчивая научная деятельность началась в Салониках, когда Иоанн Педиасим вернулся в свой родной город в конце своей карьеры; однако дошедшие до нас источники не подтверждают утверждения о том, что здесь действовала хорошо зарекомендовавшая себя школа.

37 — 57
О датировке тайной истории Прокопа
БАТТИСТРЕЛА, Флориан
Споры вокруг даты «Тайной истории» Прокопия имеют в своей основе один вопрос: когда Юстиниан начал править Восточной Римской империей? Обычно на основе текста Прокопия предполагается, что это было, когда Юстин I стал императором в 518 году. Принимая этот год за отправную точку и считая 32 года, промежуток времени, который Прокопий упоминает несколько раз, Тайная история должна быть датируется 550 годом. Хотя этот год общепринят, некоторые исследователи предполагают 559 год, считая с 527 года. В этой статье анализируются различные аргументы в пользу обоих утверждений и предполагается, что сохранившаяся Тайная история представляет собой версию текста, который не датируется ни 550 годом. ни к 559, а к 553 или 554.

59 — 90
Фрагменты из рукописи Василия в столицах
История текстов и история книг
Кассин, Мэтью
В настоящей статье семи фрагментарные фолио из одной и той же рукописи базилика трактата Caesalea от Святого Духа присоединились, объединенные и описанные (Стамбул, Πατριαρχηκὴ βιβΛιοήήήὴὴὴὴὴῆ ῆῆΣ ἁγίας τοοῆῆά 11 11; Patmos, μονὴ τοῦ ἁγίου ἰωάνου τοῦ θεεολόγου 393; Нотр-Дам, Университет Нотр-Дам, Хесбургская библиотека, Фрагмент I, 63). Их вклад в создание текста Василия ограничен, хотя их свидетельство об истории текста не лишено интереса. Однако именно в области истории рукописей и людей они дают новые элементы: помимо договора на разучивание богослужебного пения, датированного 1430 годом, они содержат примечание, уточняющее период деятельности Леонтия, митрополита из Имброса, действовавший по крайней мере между 1513 и 1541 годами. Сочетание различных сведений показывает, что василианский манускрипт, вероятно, был расчленен в первой трети 15 века, а затем использовался в качестве охранников для различных переплетов; однако рукописи были переписаны, вероятно, в первой половине 16 века, по крайней мере, книги Патмоса и Стамбула.

91 — 122
Замечания об хозяйственном и погребальном использовании подделок ранневизантийских монет
КУРТА, Флориан
Автор статьи задается вопросом, могли ли подражания византийским монетам VI–VII веков играть иную роль, чем просто погребальный дар. Несомненно то, что мы не имитировали настоящие валюты, не поняв очень хорошо функцию, которую валюты выполняли на рынке. Дар обола Харону, который часто используется для выяснения этого археологического феномена, ничего не стоит, если не понимать, что с помощью инструментов денежного обмена можно выплачивать умершим льготы.

123 — 152
Недостающее звено
Источник воплощения Прокопия (тип II) в ватиканской цепи
Данезан, Мередит
Взаимоотношения между различными типами катен в Притчах, которые все так или иначе происходят от двух материнских катен, архетипического воплощения Прокопия и/или архетипической катены Hauniensis, несмотря на столетие исследований, еще не выяснены. быть просветленным. В данной статье показано, что парижская катена (тип II Каро-Лицмана), сохранившаяся в Ватиканской катене (тип III), соответствует форме катены из Притчей, дошедших до нас через треску. Кембридж, Тринити-колледж, O.1.55 и O.1.54. Эта катена принимает форму катены типа II, дополненной выдержками из «Толкования на Притчи» Иоанна Златоуста. Эта конфигурация объясняет происхождение некоторых хризостомианских текстов, представленных в Ватиканской катене, и открывает путь для новой интерпретации хризостомианских «дуплетов», которые можно найти в этой катене.

153 — 200
Внешняя политика Фоки (602-610)
Неореалистическая переоценка
ДЕ ВЛИШОУЭР, Арну
В 602 г. внутренние раздоры в византийской армии, действовавшей на Балканах, привели к свержению законного императора в Константинополе. Его трон узурпировал предводитель повстанцев Фока. Вскоре после вступления на престол императора Византийской империи сасанидский шаханшах Хосров II объявил войну. Так называемая «последняя великая война древности» разорвет Ближний Восток на части почти на два десятилетия, поставит обе империи на грань краха и проложит путь армиям Рашидунов, выходящим из арабской пустыни. Из-за этих событий и предвзятости, присущей греческим источникам, документирующим его правление, Фока часто рассматривается в современной науке как один из худших византийских императоров. Данная статья следует наметившейся академической тенденции оспаривать такое традиционное представление посредством анализа внешней политики Фоки, основанного не только на греческих, но и на армянских, сирийских и латинских источниках, а также на результатах археологических раскопок и нумизматических находках. Кроме того, теоретическая основа неореализма, структурной теории, заимствованной из дисциплины международных отношений, подчеркивает важность внешних факторов при обсуждении того, как государства, в данном случае Византийская империя, ведут себя в международной системе. Это продемонстрирует, что то, как Фока правил Византийской империей, не соответствует тому, как его правление изображается как в греческих источниках, так и в традиционных исследованиях. Скорее, его решения и последующие результаты были сформированы внешними факторами, не зависящими от него, такими как региональный баланс сил и наследие, оставленное его предшественниками. В конечном счете, настоящая статья направлена ​​на поощрение будущих исследований, сочетающих элементы академических дисциплин истории и международных отношений, и предлагает альтернативную основу для преодоления проблем, связанных с литературными источниками.

201 — 242
Ересь, лукавство и рай в полном расцвете
Контекстуализация фото-письма к армянам
ДИКСОН, Карл
Несколько исследований переписки, которую Фотий вел с Армянской церковью, приводят к предположению, что два доступных греческих источника, Послание к армянам и трактат «Против ереси феопасхитов», одновременны. Установленная на основании его родства с рядом других произведений, написанных на греческом и армянском языках, датировка трактата вторым патриархатом Фотия (ок. 878-879) убедительна. Этот текст предполагает продуманный поступок со стороны византийцев, которые использовали свое тонкое знание армянского богословия для объединения двух Церквей. С другой стороны, в «Письме к армянам» обнаруживается менее глубокое знание армянской религиозности и определенное нежелание идти на компромисс, что следует объяснять иным политическим контекстом. Анализ письма и изучение рукописной традиции показывают, что в действительности это не что иное, как «второе письмо к Захарии», упомянутое в «Против ереси Феопаскита». Следовательно, оно должно быть написано во время первого патриаршества Фотия (ок. 861–862), как раз перед Сиракавским собором. Считается, что таким образом можно показать, что эти инициативы привели к более серьезному взаимопониманию и улучшению отношений между византийцами и армянами и что, если Фотия часто считают главой этой политической стратегии, он не обязательно был зачинщиком.

243 — 274
Фрагмент De Spiritu Santo Василия Кесарийского девятого века и утерянный кодекс Majuscule
ГУРА, Дэвид Т.
В статье представлено аналитическое описание, транскрипция и палеографический, кодикологический и текстологический анализ неизвестного до сих пор фрагмента, входящего в состав «De Spiritu Santo of Caesarea» Василия (CPG 2839). Фрагмент (Университет Нотр-Дам, Хесбургская библиотека, фрагмент I. 63) написан «maiuscola ogivale inclinata». Автор относит фрагмент ко второй половине IX века и акцентирует внимание на возможном константинопольском происхождении, а также на содержании утерянного кодекса. Это позволяет сделать вывод, что Frag. I. 63 является самым ранним свидетельством De Spiritu Santo и единственной рукописью текста, написанной с заглавной буквы.

275 — 296
Исследования по тексту los Parallela minora
Эль Паризинус Г. 1957 (F)
ИБАНЕС ЧАКОН, Альваро
Кодикологический, палеографический и текстологический анализ пар. гр. 1957 (F), самая старая рукопись с псевдоплутарховым Parallela minora, использованная Максимом Планудесом в качестве прототипа корпуса Plutarcheum: Ambr. 126 С инф. (α).

297 — 329
Голос Бога
Божественный этос и ритм прозы в опере Никиты Хониата «Трен де ля Виль»
КУТТНЕР-ХОМС, Станислас
Византийский историк Никита Хониат (ок. 1155 — ок. 1217) написал в своей «Истории» главу, названную на полях «Thrènos tou poleôs», «Похоронная речь города». Никита оплакивает захват и разграбление Константинополя солдатами Четвертого крестового похода и их венецианскими мореплавателями. Этот текст содержит как аспекты монодии, так и проповеди: Никита пытается объяснить Божьи замыслы, стоящие за ужасающим нападением на самое сердце Римской империи, и в то же время выстраивает теодицею, чтобы вселить надежду в своих читателей-слушателей. Надгробная речь города переплетена с цитатами и аллюзиями на Ветхий Завет, среди которых особое место занимают пророки, передающие голос Божий. Но без какой-либо точности в отношении того, кто говорит, может ли аудитория или читатель распознать разные голоса в тексте? Можно ли было, как это было для публики античного театра, различать персонажей по их этосу, даже если этот этос был лишен костюма, маски и части постановки? В этой статье мы постараемся показать, как прозаический ритм выстраивает различные этэ, в основном голос Бога, которого, на первый взгляд, нигде нет.

331 — 358
От Цитаты к Ченто
Гомеровские Centos и имперская и позднеантичная привычка цитирования
ЛЕФТЕРАТУ, Анна
Основная цель этой статьи — сместить акцент с мнемонических приемов, используемых для запоминания, отбора, сочинения и исполнения гомеровской поэзии, начиная с архаического периода, и вместо этого сосредоточиться на аудитории и восприятии первого издания гомеровского Центоса внутри страны. контекст позднеантичной пайдейи. Я утверждаю, что популярность гомеровских центов в поздней античности является побочным продуктом давней традиции чтения, запоминания, извлечения, цитирования и комментирования Гомера, следы которой можно найти как в языческих, так и в христианских текстах. литературное производство в школьной комнате и за ее пределами, начиная с имперской эпохи. С другой стороны, и учитывая, что, среди прочего, гомеровские формулы и гномы (естественно) входят в число наиболее часто цитируемых гомеровских стихов, второстепенной целью этой статьи является исследование роли формул в рецепции и композиции гомеровских Centos. . Таким образом, он будет утверждать, что формулировка не отражает композиционные приемы, использовавшиеся эпическими поэтами, начиная с архаических времен, а отражает пайдейю позднеантичной публики и ее вкус к poikilia. В заключительной части делается попытка отделить чтение гомеровского Центоса от чтения Гомера и обсудить и то, и другое — а именно Центос и рецепцию Гомера через Центос — в контексте поздней античности.

359 — 395
Письмо ипсилон из Сборника Койслина
МАКСИМЧУК, Хосе П., ВАН ДЕУН, Петр, ВЕНЕЦКОВ, Максим
В этой статье предлагается editio Princeps Письма Ипсилон византийского Florilegium Coislinianum (9-10 века). Семь рукописей содержат полный текст этого раздела антологии; девять свидетелей сохранили лишь фрагменты. Письмо Ипсилон состоит из 4 глав, содержащих в общей сложности 15 фрагментов. Источниками были Библия (Псалтирь, Притчи, Иов, Премудрость, Сирах, Авдия, Исайя и Иеремия), De octo Spiritibus malitiae Евагрия Понтийского, Речь 44 Григория Назианзина, вездесущий De opificio hominis Григория Нисского, Слова на Лазаря Иоанна Златоуста и Лествицу Иоанна Лествичника. Критическое издание сопровождается филологическим введением, состоящим из трех основных частей. Первый исследует связи между манускриптами, содержащими Письмо Ипсилон из Florilegium Coislinianum. Во втором подробно рассматривается недавно обнаруженный свидетель двенадцатого века, а именно паризин, Coislinianus gr. 262. В третьем обсуждается связь между FC и двумя другими византийскими антологиями, т. е. Florilegium Vaticanum и Loci Communes Пс.-Максима.

397 — 419
Никифор Уран, евнухизм и мужественность в царствование императора Василия II
МАСТЕРСОН, Марк
Обсуждения византийских евнухов обычно основывались на сообщениях, прямо говорящих о статусе евнуха мужчины. Это означает, что ученые построили дискуссии о евнухах из дестабилизирующей смеси крайне критических и весьма хвалебных языков. В этой статье предлагается перечеркнуть различие языков, т. е. исключение или чрезмерную похвалу, и рассмотреть, как евнухи и бородатые, т. е. неповрежденные, уживались друг с другом как мужчины. Обсуждая примеры из византийской историографии и эпистолографии и используя концепцию восстановительного чтения Евы Кософски Седжвик, мы фокусируемся на жизни и карьере Никифора Урана. Он был одним из ведущих генералов императора Василия II и до сих пор не идентифицировался как евнух во вторичной литературе. Никифор Уран — хороший персонаж, который можно использовать для рассмотрения того, как евнухи и бородатые ладили в то время, когда они были тесно связаны друг с другом в управлении империей. Подход к источникам с точки зрения приоритета того факта, что бородатые и евнухи могли выполнять многие из одних и тех же ролей и называть друг друга мужчинами, помогает нам развить понимание мужественности византийской элиты, которое выходит за рамки дихотомий, говорящих скорее о риторических намерениях, чем о повседневных реалиях. Научные представления о мужественности византийской элиты, по крайней мере во времена македонцев (9-11 вв.), должны выйти за рамки классической модели доминирующей и проникающей мужественности, которая кажется менее актуальной для понимания этого более позднего времени. Рассмотрение евнуха и бороды таким образом — один из способов сделать этот ход. В эти века мужественность и мужская власть часто кажутся независимыми от какой-либо необходимой мужской телесной конфигурации.

421 — 432
Сказка о двух кострах
Переоценка сцены богомильского суда над Анной Комниной
Минчин, Элизабет
Эта статья касается последовательности испытаний, рассказанной Анной Комниной в Книге XV, разделах 9.2-5 ее Алексиады. В этом отрывке княгиня-историк описывает драматический показательный процесс, на котором собралось большое количество обвиняемых богомилов и им был предоставлен выбор между двумя кострами: один символизировал покаяние в православии, а другой символизировал сохранение их еретических убеждений. В любом случае все они должны были быть приговорены к смертной казни. Я утверждаю, что эта сцена не просто театральная, а на самом деле полная фикция, придуманная Анной для того, чтобы навязать желаемый идеологический образ ее отца как Христа, подобного спасителю.

433 — 446
Низложение Константинопольского патриарха Евтихия в 565 г. и Афтартодокетский эдикт Юстиниана
РОГГО, Сильвио
Низложение патриарха Константинопольского Евтихия Юстинианом в 565 году до сих пор интерпретировалось прежде всего как теологический конфликт между императором и патриархом из-за указа, изданного первым с неожиданным поворотом к афтартодокетическим доктринам. Напротив, эта статья показывает, что события нельзя просто объяснить как религиозно-политические меры, а скорее их следует понимать в более широком контексте борьбы за власть при дворе стареющего и все более бездействующего Юстиниана. Вопрос о престолонаследии не был решен; по этой причине клика жаждущих власти членов элиты, включая будущего императора Юстина II, воспользовалась возможностью заменить Евтихия Иоанном Схоластиком, сочувствующим их собственным амбициям. Они использовали оппозицию патриарха указу Юстиниана, чтобы интриговать против него и требовать его низложения, но не продолжали отстаивать эти религиозные нововведения после этого, показывая, что они использовали их просто как предлог, чтобы исключить Евтихия из его общего признания Юстина как имперского преемника быть в состоянии удалить центральное положение.

447 — 477
К социально-экономическому положению Грузии в XI веке (Цены по Дачерили Никорчмидели)
ЦУРЦУМИЯ, Мамука
В настоящей статье рассматриваются Записи игумена Никорцмидского, написанные во второй половине XI века настоятелем монастыря Никорцминда в Раче, в Западной Грузии. Записи перечисляют почти восемьдесят договоров купли-продажи, пожертвований, подробностей строительных работ и других сделок, представляя нам богатые данные о социальной и экономической истории того периода. Сорок два акта дают ценную информацию об установлении цен в Грузии XI века. Исследование выявляет определенные закономерности в этих делах, что позволяет установить основные цены и сельскохозяйственные единицы. В статье рассматриваются стоимость денежных единиц, фискальных единиц, жалованья священнослужителей, а также цены на землю, рабочую силу, орудия труда, вооружение, предметы роскоши и книги. Эти данные, извлеченные из летописей, представляют нам картину средневековой грузинской экономики, в которой преобладало натуральное хозяйство, хотя в торговле использовались наличные деньги.

479 — 495
Митрополит Лакедемонский Мефодий (после 1428 г. — до августа 1442 г.)
Незначительное лицо Совета Феррара-Флоренция
ВАЧАВИОЛОС, Димитриос Т.
В статье исследуется роль Мефодия, митрополита Лакедемонского, в работе Ферраро-Флорентийского собора. Хотя о нем известно немного, тем не менее ясно, что его роль была существенной для части межправославных переговоров, особенно по вопросу о том, должна ли православная делегация принять Филиокве да или нет. Вообще поведение Мефодия подтверждает, прежде всего, его принадлежность к византийской делегации, твердо выступавшей за объединение двух Церквей. Несмотря на это, по возвращении в Константинополь он вернулся к своей подписи с той же легкостью, с какой поставил ее на документе Флорентийского декрета. Кажется, новые обстоятельства побудили его перейти на другую сторону.

497 — 512
Раннехристианская история причерноморских готов в свете новоготических надписей из Крыма
ВИНОГРАДОВ Андрей Ю., КОРОБОВ Максим И.
В статье обсуждается ранее не публиковавшаяся наскальная надпись, найденная в Бахчисарае, Крым, которая содержит сокращенную греческую формулу Σωτὴρ Θεὸς Ἰησοῦς, предположительно написанную человеком, владеющим как греческим, так и вульфилианским готическим языком. Анализ надписи не только предлагает свежий взгляд на готическую палеографию, но и, опираясь на недавно опубликованные готские граффити из Мангупа, новые ономастические данные из Пантикапея и критическую переоценку письменных источников, также позволяет сделать более широкие выводы о важных аспекты христианизации готов Причерноморья. Относительно последних авторы предполагают, что первыми готскими христианами на северном берегу Черного моря были боспорские готы. Неизвестно, были ли они изначально крещены в арианство или только подверглись гомоианскому влиянию, но весьма вероятно, что в конце IV века Иоанн Златоуст пытался включить их в рамки своей кампании «никеанизации». Готы Южного и Юго-Западного Крыма, должно быть, обратились позже, после середины V века: недавно обнаруженные акронимизированные антиарианские христологические формулы, написанные буквами готского алфавита, указывают на никейское влияние, идущее, по всей вероятности, с Боспора. Но, в отличие от своих боспорских сородичей, крымские готы не получили собственного епископа и оставались в подчинении могущественной Херсонской церкви до начала VIII века, когда в Юго-Западном Крыму было учреждено автономное архиепископство Готское (Γοτθία).

513 — 559
Вокруг Anonymus Treu (Add. gr. 607A)
Запутанный угол в стемме Иоанна Лидоса, Пери менон
ЦИНГ, Эмануэль
Ряд коротких трактатов в так называемом Anonymus Treu (Par. suppl. gr. 607A) ученые приписывают частично утерянному труду Джона Лидуса «О месяцах». В данной статье описывается рукопись, локализуется ее положение по отношению к родственной текстовой традиции в Губах. гр. 72, Suda и Patria Константинополя, и тщательно изучает атрибуции. Мы также смотрим на традиции выдержек из «О месяцах в Кедрене» и в некоторых глоссариях и обсуждаем их связь с группой вокруг Anonymus Treu. Объясняется большое значение, которое последний редактор «О месяцах» Рихард Вюнш придавал этому разделу своей стеммы, и его выводы пересматриваются.

561 — 582
отчеты

583 — 593
Библиографические записи

Наверх