Journal of Eastern Christian Studies Том 55, выпуск 1-2

Периодическое издание Института восточных христианских исследований в Неймегене в сотрудничестве с Лувенским центром восточного христианства и Институтом раннехристианских и византийских исследований при Католическом университете Лёвен.
Журнал восточно-христианских исследований (JEastCS) — это рецензируемый журнал, в котором публикуются оригинальные исследования о традициях и современном положении восточно-христианских общин на Ближнем Востоке, в Центральной и Восточной Европе и на Балканах, а также в других местах, где восточные христиане жили и стали жить в прошлом и настоящем.
Журнал восточных христианских исследований реферируется и индексируется в базе данных религии ATLA; Индекс теологический; Elenchus Bibliographicus (Ephemerides Theologicae Lovanienses); Международная библиография периодической литературы по гуманитарным и социальным наукам / ИБЗ онлайн; ERIH PLUS (Европейский справочный индекс гуманитарных и социальных наук); перекрестная ссылка
Журнал восточно-христианских исследований является рецензируемым журналом.
Выходные данные
Volume: 55
Issue: 1-2
Date: 2003
Pages: 141-145
DOI: 10.2143/JECS.55.1.504415
ISSN : 1783-1555
E-ISSN : 1783-1520
CATEGORIES : Classical Studies, Oriental Studies, Patristics, Theology
Содержание
1 — 27
Цена единства
Папское первенство в новейших православных размышлениях
ГРИНЕВИЧ, Вацлав
Вопрос первенства еще не рассматривался в официальном диалоге между Римско-католической и Православной церковью. В документах диалога о нем говорится лишь эпизодически, объявляя его одним из самых важных богословских вопросов для дебатов в будущем. Как римское учение может стать более созвучным преданию неделимой Церкви? Каким образом православные, с их пониманием первенства во вселенской Церкви, могут помочь процессу экуменического переосмысления этого щекотливого вопроса? Развили ли они собственное понимание первенства, убедительное для католической стороны? Есть ли в православной экклезиологии должное место для какого-то вселенского руководства? Как они истолковывают отношения между поместной и вселенской Церковью?
29 — 46
Богословие из ада
Христианская тема в романе Достоевского «Бесы».
ВАН ДЕН БЕРКЕН, Уил
«Бесы» Федора Достоевского — это не роман с преимущественно религиозной тематикой. Однако у него есть косвенная религиозная тема, а именно отсутствие Бога и его этические последствия для людей. Эта тема присутствует как метафизический фон мыслей и действий главных героев. Более того, роман приобретает явно религиозный акцент в двух главах, посвященных фундаментальным христианским темам.
47 — 64
Русские монастыри на Святой Земле
СТРИКЕР, Герд
Христианский Восток, в частности Святая Земля, очаровывает набожных россиян едва ли не больше, чем христиан в других частях света. Мы рано узнаем о людях, совершавших паломничество из Киевского царства в Святую Землю, чтобы задержаться и помолиться на святых местах; так игумен Даниил оставил описание своего паломничества в Святую Землю (1104-1107), св. Говорят, что монахиня Евфросиния, принцесса Полоцкая, умерла в Иерусалиме в 1173 году; Такие паломничества должны были длиться месяцы и годы. Когда XIX век принес пароходам, а позже и поездам, технические возможности относительно быстро и безопасно добраться до Палестины, страна стала местом назначения тысяч благочестивых россиян. Власти Османской империи, в состав которой в то время входила Палестина, в целом больше не препятствовали паломникам.
65 — 79
Критическое издание Quaestiones ad Theopemptum Максима Исповедника (CPG 7696)
РУЗЕН, Брэм, ВАН ДЕУН, Питер
Несмотря на усилия по продолжающейся публикации Серии Graeca Corpus Christianorum и растущее признание того, что Максим Исповедник считается самым важным византийским богословом 7-го века и великим защитником ортодоксии в моноэнергетических и монотелетических спорах, некоторые из его сочинений еще ждут критического издания и тщательного изучения. Настоящая статья посвящена небольшому и до сих пор малоизученному трактату Quaestiones ad Theopemptum [CPG7696]. Таким образом, он продолжает проект нашего Лёвенского центра, т. е. представляет надежный текст полного творения Максима.
81 — 96
Вселенская летопись восточных и восточных церквей
ВАН ЛЕЙСЕН, Лео
Эта хроника продолжает ту, что была опубликована в 2001 году. Она охватывает период с июля 2001 года по июнь.
96 — 121
Сербская православная церковь с 1669 года.
Хроника
БУХЕНАУ, Клаус
Последние шесть лет были для Сербской Православной Церкви (СПЦ) чрезвычайно насыщенными, а порой и драматичными. К наиболее важным моментам этого периода относятся: – косовская война 1999 г. и ее последствия; (1) падение югославского президента Слободана Милошевича в октябре 2000 г.; (2) последующая демократизация Сербии, которая, помимо значительно расширившихся возможностей, также поставила новые вопросы о самовосприятии СПЦ в современном мире; (3) нерешенные до сих пор проблемы с «раскольническими» Православными Церквами Македонии и Черногории. Войны в Хорватии и Боснии-Герцеговине, проигранные сербами, привели к разочарованию в СОК в целом, к постепенному отходу от идеи объединения как можно большего числа сербов в Югославии в одно государство. С этой точки зрения реализм является наиболее заметной чертой описываемого периода.
122 — 135
Православные и униаты в Трансильвании (Румыния).
Критический анализ некоторых вкладов из недавней литературы.
ЛАМФЕРС, В.Ф.
Хотя наконец-то можно было жить на свободе, в Румынии часто не умеют эту свободу правильно организовать. Церкви также могли бы формировать религиозную свободу посредством сотрудничества, но они живут бок о бок, а не друг с другом. Большинство православных вообще мало интересуются другими конфессиями, потому что другой образ мышления малоизвестен и не признается интересным. Несмотря на небольшие различия, православные и униаты часто являются соперниками, хотя были времена, когда можно было видеть друг в друге братьев, а не конкурентов, особенно в Трансильвании, той части страны в сердце Румынии, где эти две братские церкви вместе уже три столетия живем вместе.
137 — 139
Репортаж
141 — 145
Отзывы о книге