Анналы истории экзегезы 36/2 (2019)

Annals of History of Exegesis (ASE) — это неполный журнал, посвященный истории христианства и толкованию Библии, с редакционными советами в Европе и Северной Америке. С момента своего основания в 1984 году журнал зарекомендовал себя в качестве ориентира для религиоведения, отражая широкий спектр подходов и точек зрения.

Выходные данные

.

Содержание

Введение……………………………………… 313

Бесноватые в Евангелии от Матфея

Эдмондо Лупьери, Текст и его проблемы …………………. 317
Рассказ Матфея о бесноватых (Мф. 8, 28-34) – это сцена, полная трудностей с интерпретацией. На недавнем курсе в Чикагском университете им. Игнатия Лойолы мы с четырьмя аспирантами уделили особое внимание этой сцене, а также описаниям, связанным с ней. Наиболее важно то, что мы отметили, как Матфей помещает сцену бесноватых в литературный контекст, который касается, в частности, ученичества и миссии. После обсуждения повествовательной обстановки этой сцены я попросил этих студентов исследовать четыре элемента, которые могли бы помочь нам лучше понять сцену и ее значение в Евангелии от Матфея. Во введении сообщается контекст для дальнейших материалов, которыми завершается эссе. В выводе приводятся результаты работы аспирантов.
Ключевые слова: Евангелие от Матфея, Бесноватые, Гадара/Гадаринцы, Редакция, Ученичество.

Джонатан У. Брайант, Краткое изложение недавних научных исследований………………………………….. 321
Научные дискуссии, касающиеся истории гадаринских бесноватых (ого), обычно сосредоточены на рассказе Марка (Мк. 5, 1-20), отчасти из-за преобладающего принятия приоритета Марка, а отчасти из-за подробного характера его рассказа. Однако особенности версии Евангелия от Матфея, хотя и часто замалчиваются в научных трактовках, представляют некоторые интересные моменты в отношении использования Матфеем этой истории в своем Евангелии. В этом эссе предпринята попытка изложить краткое изложение современных исследований по данному эпизоду из Евангелия от Матфея, чтобы выделить особенности повествования Матфея, которые обычно упускаются из виду при таких обработках. В заключение приводятся некоторые предварительные предложения о том, как эти уникальные элементы в версии Матфея могут оказаться полезными в более широком спектре исследований Евангелия от Матфея.
Ключевые слова: Матфей, Бесноватые, Изучение Евангелия от Матфея, миссия язычников, Редакция.

Джонатан Дж. Хэттер, Как История бесноватых трактуется в святоотеческой литературе…………………………….333
В этом эссе исследуются различные способы интерпретации в святоотеческих писаниях трех элементов истории гадаринских бесноватых (Мф. 8, 28-34), которые уникальны для рассказа Матфея: количество бесноватых и фразы «прежде времени» и «никто не мог пройти этим путем». Что касается количества бесноватых, мы видим, что, хотя самые ранние тексты, похоже, содержат детали из нескольких евангельских повествований, более поздние авторы проявляют интерес к объективной гармонизации, предлагая уникальные интерпретации того, почему в Евангелии от Матфея два бесноватых, в то время как в других версиях истории есть только один. Что касается явления Иисуса «прежде времени», то среди авторов существует консенсус в отношении того, что это следует понимать в апокалиптических рамках, знакомых по таким текстам, как Откровение и 1 Еноха. Наконец, касательно блокирования пути, мы обнаруживаем, что ранние интерпретаторы истории в основном молчали об этой детали Матфея, предлагая лишь несколько ограниченных комментариев.
Ключевые слова: Матфей, Бесноватые, Святоотеческое восприятие, Толкование.

Джошуа Т. Кинг, Гадарин, Герасинес и Гергесен: Древние и средневековые споры о местонахождении чуда со свиньями……………….343
Рукописные свидетельства о местонахождении чуда со свиньями (Мф. 8, 28-34; Мк. 5, 1-20; Лк. 8, 26-39) противоречат друг другу, мы одновременно встречаем «земля Герасинцев», «Гадаринцев» и «Гергесенцев». Анализ рукописных свидетельств и более поздних древних и средневековых дискуссий о перикопе показывает, что «Герасинцы» были доминирующим вариантом на латиноязычном Западе, в то время как «Гадаринцы» и «Гергесенцы» распространились в грекоязычной патристике. Современные ученые не были первыми, кто заметил расхождения в рукописях; в некоторых древних и средневековых дискуссиях о перикопе также упоминались варианты. Эти дискуссии можно разделить на три категории: Ориген и его последователи, которые отстаивали Гергесу как истинное местоположение; Беда и его подражатели, которые отметили Гергесу как возможность, но не бросили вызов традиционной «земле Герасинцев»; и те, кто пытался согласовать варианты, в том числе Тит из Бостры, Епифаний и Филагат из Серами.
Ключевые слова. Исцеление герасенского бесноватого, Варианты рукописей, Гераса, Гадара, Гергеса.

Пол О. Адайя, Λεγιών и латинизмы в Евангелии от Матфея ………………………………………………… 359
Предполагая приоритет Марка, можно признать, что основы «истории Герасинцев» одинаковы во всех синоптических Евангелиях. В то время как Лука сохраняет большинство деталей Марка, версия Матфея удивительно коротка. Одна важная деталь, которую Матфей упускает из виду, и которая присутствует у Луки и Марка, — это указание имени демонов «Λεγιών». В этом кратком эссе я утверждаю, что вероятной причиной избегания слова легион является христологическая позиция Матфея, а не его отвращение к латинизмам.
Ключевые слова: Матфей, Христология, Λεγιών, латинизмы, история Герасинцев.

Эдмондо Лупьери, Направляясь к смыслу ………………………………………………………. 363
В Евангелии от Матфея ничто не оставлено на волю случая. Предполагая приоритет Марка, любая редакторская деятельность в Евангелии от Матфея должна учитываться в свете более широких проблем повествования. Два ключевых понятия, присутствующие в начале и конце повествования, – это теологическая география и экклезиология Матфея. В качестве способа понимания редакторской деятельности Матфея в рассказе о бесноватых (8, 28-34) я предлагаю следующую концепцию. Матфей хотел представить Иисуса как того, кто открыл «тот путь» и буквально для жителей той страны, и в переносном смысле – для будущей Церкви, которая будет составлена из язычников. Таким образом, этот отрывок не имеет второстепенного значения, а скорее является краеугольным камнем в богословском и экклезиологическом построении данного Евангелия.
Ключевые слова: Демоны, Редакция, Теологическая география, Экклезиология, Легионы.
Универсальность, этническая принадлежность и пространство: построение идентичности у истоков христианства
Симон Баттиказ в сотрудничестве с Андреасом Деттвилером, Универсальность, этническая принадлежность и пространство: построение идентичности у истоков христианства.

Саймон Булликаз, в сотрудничестве с Андреасом Деллвайлером, Универсальность, этничность и пространства: построение идентичности у истоков христианства. Вступление …………………………………………………..369
Привлекая различные теории и работы социальных наук о пространстве, эти четыре статьи предлагают извлечь и проанализировать использование пространства в писаниях христианского происхождения (у ап. Павла и в Послании к Евреям, в девтеро-павловых посланиях и в Деяниях Апостолов). В этой перспективе пространственная символика участвует в формировании идентичности зарождающейся Церкви, особенно этнической. Основное предположение: пространство не является необязательным компонентом в самопонимании ранних верующих в Иисуса. Напротив: в теме пространства в раннехристианских текстах есть «почва», достойная экзегетического углубления.
Ключевые слова: Раннее христианство, Социология пространства, Послания Павла, Деяния апостолов, Послание к Евреям.

Дэвид Г. Хоррелл, Физическая и символическая география: Конструкции пространства и раннехристианские идентичности……………………….……375
Связь с родиной, физическая или символическая, часто рассматривается как характеристика этнических групп, и поэтому обычно проводится контраст между еврейской этнической обособленностью, привязанной к определенной земле, и христианским универсализмом, который не имеет таких территориальных связей. После краткого изложения некоторых примеров, особенно из Филона и Иосифа Флавия, которые иллюстрируют разнообразие еврейских взглядов на родину, основное внимание уделяется построению пространственной и географической идеологии у двух авторов Нового Завета: ап. Павла и автора Послания к Евреям. Здесь мы находим топоцентрические конструкции пространства, которые отводят Иерусалиму центральное место и указывают на продолжающуюся «символическую привязанность» к этой «родине».
Ключевые слова: Пространство, Территория, Символическая география, Павел, Послание к Евреям.

Лука Борман, Нет более ни варвара, ни скифа, ни раба, ни свободнорожденного (Кол. 3, 11): статус человека, пол и этническая принадлежность в Колоссах…………………………………393
Фокус внимания раннехристианских исследований, посвященных Посланию к Колоссянам, сместился с точки зрения истории религии, выявлявшей сектантские взгляды «философии» (Кол. 2, 8) противников Павла, против которых направлено это письмо, на вопросы о поле, правовом статусе и этнической принадлежности. В связи с этим, в статье обсуждается значение утверждения Кол. 3, 11 о нарушении границ между этнической и правовой идентичностями в контексте кодекса домашнего хозяйства, предусмотренного в Кол. 3, 18 – 4, 1, в котором границы между различными правовыми статусами вновь устанавливаются и требуется абсолютное подчинение рабов рабовладельцам. Анализ эпиграфических, нумизматических и литературных источников, связанных с географией, торговыми путями, культурным обменом и этнической принадлежностью, приводит к выводу, что греческие города Колоссы, Иераполис и Лаодикия (треугольник городов долины реки Ликус) были контекстом для разработки универсалистской христологии Послания к Колоссянам. Данная христологическая концепция провозглашает, что предназначена для «всех» (Кол. 1, 28), но ее автор не осознает социальные последствия этого требования.
Ключевые слова: Долина Ликуса, Варвар, Скиф, Этническая принадлежность, Универсализм.

Андреас Деттвилер, Как современные социологические теории пространства могут помочь нам понять пространственный замысел письма к Эфесянам? .. ……….……….413
После некоторых первоначальных замечаний о пространственном мировоззрении Послания к Эфесянам в статье представлены и обсуждаются некоторые идеи, почерпнутые из недавних—преимущественно социологических – теорий о пространстве (Мишель Фуко, Пьер Бурдье, Мартина Лоу, Маркус Шреер и др.). За этим следует краткий анализ «Системы мира» Послания к Ефесянам (с учетом некоторых выводов исследования Райнера Швиндта). Наконец, в статье поднимается вопрос о том, как эти социологические работы могут быть полезны для лучшего понимания пространственного представления Послания к Эфесянам.
Ключевые слова: Послание к Эфесянам, Пространственное мировоззрение, Теории пространства, Новый Завет, Раннее христианство.

Симон Буттиказ, Церковь в Деяниях: Универсальность спасения, Этническая принадлежность и благотворительность ………………..……433
В этом исследовании рассматривается взаимосвязь между спасительным универсализмом и этническим партикуляризмом в Книге Деяний. Основываясь на исследовании географии Лукана Мэтью Слиманом, который использовал концепцию «третьего пространства» Эдварда Соджи, автор статьи утверждает, что именно небесное расширение умственного горизонта в Вознесении Иисуса Христа позволяет автору ad Theophilum установить идентичность веры, которая поглощает различия не только этнического характера.
Ключевые слова: Деяния Апостолов, Вознесение, Универсализм, Этническая принадлежность, Пространственность.

Исторический Иисус

Адриана Дестро и Мауро Пеше, Был ли Иисус Политическим революционером?…………………………………..453
Царство, которое провозгласил Иисус, имело четкое политико-религиозное содержание для евреев того времени, и римляне хорошо знали об этом. Но Иисус не применял политические инструменты в строгом смысле этого слова. Он помещает себя и свои действия перед пришествием Царства Божьего, перед началом Царства. Иисус считал, что ему суждено объявить о необходимости обращения и прощения. Великая революция в обществе произошла бы только в будущем. Иисус не считал себя вовлеченным в политическую революцию. Однако поступки Иисуса произвели потрясения в основных структурах общества, а его анти-институциональное настроение вызвало реакцию в городских элитах. Также вероятно, что римляне арестовали и распяли Иисуса в спешке не потому, что он был политическим революционером, а потому, что он мог представлять опасность для общественного спокойствия и угрозу имперской власти. Его успех и некоторые аспекты его деятельности могли показаться признаками нарастающего недовольства римской господствующей властью.
Ключевые слова: Исторический Иисус, Иисус и политика, Революция, Римская империя, Смерть Иисуса.
История Библеского толкования

Элио Довере, De Theodosiani Codicis auctoritate: предписания, риторика, отголоски завещания…………………………………………………469
Феодосий II в феврале 438 г. публикует Кодекс Феодосия в Константинополе и устанавливает, что он вступит в силу только 1 января 439 г.; затем Кодекс представляется Сенату Рима на Рождество того же 438 г. Текст указа содержит мало точных нормативных положений в рамках четко сформулированного и риторического дискурса. Последнее выражается в том, что фразы, используемые законодателем, содержат неявные ссылки на четко идентифицируемые библейские материалы. Как наличие этих библейских отголосков в законе, так и выбор представить Кодекс на Рождество заставляют задуматься о продуманных политических шагах.
Ключевые слова: Кодекс Феодосия, Библия, римское право, Рим, Константинополь.

Франческо Берно, Чезаре Баронио, Исаак Казобон и омонимия термина λόγος …………………………………………. 485
Цель настоящей статьи — провести углубленный анализ первых абзацев сочинения Исаака Казобона «Exercitationes in Baronium» в которых швейцарский филолог опровергает наиболее используемые методологические тактики, выраженные в аппарате «Церковных анналов» Чезаре Баронио. Особое внимание будет уделено критическому прочтению Казобоном утверждений Баронио относительно языческих и еврейских пророчеств о воплощении Иисуса. Особое внимание будет уделено разбору феномена омонимии термина λόγος. На соновании этого автор приходит к заключению о ключевой роли Казобона в процессе формирования современных исследований Иисуса и раннего христианства.
Ключевые слова: Исаак Казобон, Чезаре Баронио, языческие пророчества, еврейские пророчества, Логос.

Джан Лука Д’Эррико, Экклезиология, источники права и политико-религиозного инакомыслия в мысли Джованни Баттисты Де Луки…………………………..499
В настоящей статье содержится исследование мыслей и разногласий кардинала Джованни Баттисты Де Луки, выдающегося юриста XVII в., с использованием документации, хранящейся в Архиве Конгрегации Доктрины Веры, в Ватикане, открытой для изучения с 1998 года. Источники состоят из значительной группы документов, свидетельствующих о враждебности Конгрегации Святой Канцелярии и Священной Конгрегации Индекса к философии права, представленной Джованни Баттиста Де Лука в его главной работе «Theatrum veritatis et iustitiae» (1669-1681 гг.). Серия наиболее важных и наиболее четко сформулированных документов состоит в цензуре этой работы и дает возможность проанализировать две противоположные позиции: экклезиологию Де Луки и теологическо-политические соображения, которые были использованы в попытке осудить его тезисы. Цель настоящего эссе – предоставить больше информации о фигуре Джованни Баттисты Де Луки в долгосрочном измерении. В конфликте с Де Лукой мы находим элементы преемственности и перелома. Ознаменовавшие преобразования римского католицизма в сложном процессе секуляризации государства.
Ключевые слова: Католическая церковь, Экклезиология, Святая Канцелярия, Конгрегация Индекса, Секуляризация.

1929 год: Поворотный момент для Католической церкви

Мауро Пески, 1929 г. как эпохальный поворот в истории католической церкви……………………………………………………..531
1929 год, дата заключения Латеранских соглашений, обычно воспринимается как момент «примирения» между Церковью и государством в Италии, или как важный момент в истории Италии, и\или фашизма. Безусловно, Соглашения представляют собой один из многих случаев отношений между государством и Церковью, в которых используется механизм договора международного права. Однако по прошествии девяноста лет необходимо взглянуть на 1929 г. с гораздо более актуальной точки зрения. Необходимо осмыслить часто упускаемый из виду вопрос: как соглашения 1929 г. привели к радикальным изменениям в итальянской Церкви?
Ключевые слова: Латеранские соглашения, Итальянская католическая Церковь, Фашизм, Государственно-церковные отношения, Реформа Церкви.
Лука Аркари, христианские «истоки» в «Итальянской энциклопедии. Решающий 1929 г.

Лука Аркари, Христианские «истоки» в итальянской энциклопедии. Водораздел 1929 года………………537
Представление о христианских истоках в «Итальянской энциклопедии» является результатом особого взгляда на религии прошлого. Это союз между европейской исторической рефлексией и строго богословско-догматическими и апологетическими взглядами. Политический факт Соглашений 1929 г. укрепляет этот союз. «Итальянская энциклопедия» становится одним из инструментов, с помощью которого можно усилить фашистскую идеологическую машину, теперь объединенную с традиционным католицизмом. Этот традиционный католицизм инкорпорирован и «институционализирован» в медиа-коммуникативных рамках, построенных фашистским режимом.
Ключевые слова: Латеранские соглашения, Итальянская Католическая церковь, Фашизм, Государственно-церковные отношения, Реформа Церкви.

Роберто Альчиати, Латеранские соглашение с точки зрения Луиджи Сальваторелли: современный (итальянский и фашистский) вариант старой проблемы……………………………………………….559
В Луиджи Сальваторелли историк христианства неотделим от политического историка. В статье 1913 г. «История христианства и ее связь с гражданской историей» Сальваторелли показал, что в европейской историографии эта связь возникла в Германии в XIX в. Однако немецкая история христианства характеризовалась недостатком непроверяемого метода: теологической предпосылкой. Это привело к апологетическому изучению христианства. Выход состоит в том, чтобы изучать христианство не в соответствии с его предполагаемыми догмами, а в постоянной связи с «гражданской» или «мирской» историей. Сальваторелли намерен исследовать взаимозависимость между «религиозным моментом» и «мирским моментом», которую традиционная историография—как «теологическая», так и «гражданская» —не смогла уловить, изолировав и произвольно разделив эти два момента.
Ключевые слова: Латеранские соглашения, Итальянская Католическая церковь, Фашизм, Государственно-церковные отношения, Реформа Церкви.

Паоло Помбени, Переосмысление Соглашения 1929 г. Замечания историка политики……………………………….581
В Соглашениях 1929 г. главным результатом, полученным Святым Престолом, стало признание центральной роли Католической религии в формировании гражданской и политической идентичности нации. Защита принципа Католической религии как религии почти всего итальянского населения продолжалась бы еще долго. Соглашения поддерживали несомненное распространение религиозных практик, сопровождающих основные этапы жизни людей (крещение, первое причастие, брак, похороны), хотя они все больше и больше воспринимались как ритуалы инициации, а не как сознательное присоединение к миру веры. Однако этого было достаточно, чтобы поддержать миф о «католической нации», который был принят таким образом даже в формально светских политических секторах.
Ключевые слова: Латеранские соглашения, Итальянская Католическая церковь, Фашизм, Государственно-церковные отношения, Реформа Церкви.

Рецензии…………………………………………………………….593
Полученные и обозначенные книги ……………………………..601

Наверх