Annuarium Historiae Conciliorum Том 48, выпуск 1

Основанный в 1969 году Вальтером Брандмюллером и Ремигиусом Баумером, журнал «Annuarium Historiae Conciliorum» издается Фердинандом Шенингом с 1971 года. С момента своего основания более сорока лет назад журнал стал самым значительным международным форумом для публикаций в области истории Собора. «Annuarium Historiae Conciliorum» ориентирован на (церковных) историков, теологов (особенно историков богословия), библиотеки, а также университетские институты.

Выходные данные

Volume: 48
Issue: 1
Date: 2018
Pages: 248
Online ISSN: 2589-0433
Print ISSN: 0003-5157
Subjects: Theology and World Christianity

Содержание

1-17
Международная конференция по истории Собора «Собор и мир». Берлин 15-17 сентября 2016 г.
Собор исследований в Берлине? — Собор и мир
Проф. Др. Джон Хелмрат

18–31
Мир в Эфесе: Христос и козел отпущения в письме Кирилла к Акакию
Профессор Д-Р Джулио Масперо
Послание Кирилла XLI адресовано Акакию Скифопольскому и обсуждает толкование козла отпущения в Лев. 16. О важности вопроса свидетельствует наличие письма в святоотеческом досье Деяний Эфесского Собора. Палестина, регион адресата, характеризовалась необходимостью столкнуться одновременно и с семитской, и с языческой культурами. В статье показано на диахроническом фоне основных произведений, посвященных той же теме, что само противостояние иудаизма и язычества является ключевым элементом для формулировки кирилловской христологической интерпретации. Через него он пытается отвергнуть любую возможность толкования библейского текста в диалектической форме, противоречащей миру.

32–52
Александрийский синод 362 г. и умиротворение Антиохийской церкви
Проф. д-р Мануэль Мира
Антагонизм между последователями Никеи и епископами, верившими в божественность Иисуса Христа, но не принимавшими термина “homoousios”, надолго препятствовал созданию антиарианской партии. Александрийский синод 362 г., созванный Афанасием Александрийским, сделал первый шаг в процессе сближения этих двух богословских групп. Одним из решений, принятых синодом, было написание и направление в церковь Антиохии Сирийской письма, которым отцы Александрийского синода хотели облегчить примирение между последователями Евстахия, лидером которых была тогда Павлина, и теми, кто которые видели в Мелетии представителя православной веры. В письме предлагается протокол диалога, который представляет собой маршрут примирения, которому можно следовать в контексте богословских разногласий, подобных тому, что было в Антиохийской церкви. Этот маршрут состоит из трех шагов: определение общей основы веры, отвержение ереси, в которой каждая группа обвиняется соперничающей партией, предложение доктрины, единственным защитником которой каждая группа считает себя.

53-69
Заключение мира на соборах? Два примера из четвертого века
проф Томас Грауман
В эссе рассматриваются две показательные попытки «заключить мир» между соперничающими богословскими фракциями в середине четвертого века. Переговоры, проведенные в Александрии в 362 г., квинтэссенция которых содержится в Tomus ad Antiochenos, подтверждают важность изучения богословских концепций и терминологических предпочтений всех сторон для нахождения общей позиции. Конфликтующая лояльность в конечном итоге подрывает шансы на соглашение. Так называемая вторая сессия в Римини (359 г.) — в представлении Иеронима — более ясно раскрывает решающее значение установления легитимности любого соглашения как в социальном и культурном, так и в интеллектуальном плане. Бывшие противники представляют и демонстрируют достигнутый богословский консенсус на всеобщее обозрение, чтобы восстановленное общение можно было увидеть, услышать и пережить. В процессе значение богословского согласия усиливается и трансформируется церемониальным исполнением в праздничную демонстрацию гармонии и общности, а также общего разума.

70–86
Мир и согласие на церковных соборах и в Римской империи при Феодосии II
Проф. д-р Луиза Марион Френкель
На синодах и соборах V века мир как ценность, связанная с гармонией, упоминается главным образом в текстах, связанных с общением между имперской администрацией и епископами. Связь мира и гармонии не чужда христианскому дискурсу, поскольку эти ценности обычно выражаются в терминах, имеющих библейское и святоотеческое происхождение, связанное с религиозной борьбой с адресатами, чья идентичность явно христианская. В то же время в письменном общении с имперскими чиновниками на первый план выдвигалась актуальность вопросов для Римской империи и то, как к ним может быть применено римское законодательство, а богословские или церковные детали были вспомогательными аргументами. В контексте устных и письменных дискурсов и использования невербальных коммуникативных стратегий избирательное присвоение лексики, присущей общению с имперской администрацией, в основной соборной документации протоколов и отчетов способствовало пристрастности и неполноте информацию, которую они передают. Контекстуализация их риторики мира показывает влияние авторских голосов на построение повествования.

87–108
Quia pax et caritas facta est: Единство и мир в проповеди Леандра на Третьем соборе в Толедо (589)
Профессор д-р Альберто Феррейро
В 1989 году меня пригласили на конференцию, посвященную 1400-летию Третьего Толедского Собора (589–1989). Я говорил на тему «Linguarum diversitate: «Вавилон и Пятидесятница» в проповеди Леандра на Третьем Толедском соборе», которая впоследствии была опубликована в сборнике всех материалов. В этом случае я сосредоточился на фразе из проповеди Леандера, ut quia superbia linguarum diversitate ab unione gentes separaverat, чтобы конкретизировать ее святоотеко-богословский фон и значение этой конкретной фразы. Для этого симпозиума, посвященного теме «Конзил и Фриден», я пересматриваю проповедь. Однако на этот раз я привлекаю всю проповедь, произнесенную Леандром после Собора и приложенную к актам Третьего Толедского Собора, как богословское отражение ее смысла и значения. Это единственное подробное исследование на сегодняшний день, которое включает в себя полную проповедь, чтобы выяснить, как Леандер рассматривал место Собора в истории спасения, его значение в переходе Испании от арианства к католическому православию, а также исследование метафор и библейских отрывков, которые Леандер используется для создания этой богатой и влиятельной проповеди.

109-157
Что такое Латеранский синод 649 г.? Каким он должн быть?
Проф. Др. Хайнц Оме
Радикальный характер Латеранского синода 649 г., который предал анафеме трех патриархов из Константинополя, одного из Александрии, два имперских закона и одного епископа, названного ересиархом, был беспрецедентным в истории церкви. Следовательно, Синод представляет собой кульминацию спора о монофелитах. В этой статье анализируются его акты, чтобы определить, каким синодом считало себя латеранское собрание, тем самым демонстрируя, что этот папский синод, самый важный из раннего средневековья, учредил себя как суд справедливости и сделал вид, что проходит через так называемый синодальный обвинительный судебный процесс. Следуя примеру судебного процесса V века против Евтихия, Нестория и Диоскора, собрание утверждало, что следует канонически верным образом постоянной синодальной судебной процедуре в соответствии с церковными статуями. Однако изучение самого судебного процесса выявило серьезные процессуальные нарушения. Обязательный вызов обвиняемых был исключен, что лишило их возможности защиты. Более того, было нарушено абсолютное разделение прокурора и судьи, а поскольку они были написаны заранее, не только протокол процесса, но и его решение представляли собой фарс. Опираясь на богословие римского первенства, синод установил римскую компетенцию, которая бросила вызов фактической власти вселенского собора, созванного императором. В этом отношении это первая раннесредневековая попытка заменить институт вселенского собора всеобщим собором под руководством папы. Концептуально организованный Максимом Исповедником с папами Феодором I и Мартином I и организованный им и его учениками как литературный продукт, Латеранский синод был, согласно каноническим и имперским законам, незаконным мероприятием, которое делало любое соглашение в богословских спорах невозможным.

158–174
Ad communem utilitatem: Папы и мир Божий около 1100 г.
профессор д-р Ута-Рената Блюменталь
В статье анализируются высказывания папы, прежде всего на соборах, но также и в письмах, в которых упоминаются слишком разные аспекты Божьего мира и перемирия со времен папы Льва IX до папы Иннокентия II. Он стремится определить папские мотивы присвоения этого первоначально местного учреждения для содействия мирному христианскому упорядочению повседневной жизни и включения его во всеобщую папскую повестку дня. Текстовые сравнения показывают, что utilitas communis была главной заботой.

175-191
Гумберт Римский и его «соборный мирный план» для Второго Лионского собора (1274 г.)
Мэг Др. Андреа Ридл
В различных доминиканских писаниях 13 века вопросы противоречия между Востоком и Западом затрагиваются заметно и отчасти впервые. Миссия — в сочетании с изучением иностранных языков — считалась соответствующей цели доминиканского ордена проповедовать (praedicatio) спасения (salus animarum). Таким образом, он был признан достойным поддержки еще с момента основания Ordo Praedicatorum и даже с большим вниманием со времен генерала Гумберта Римского (1254–1263). Сам Гумберт способствовал восстановлению единства между греками и латинянами своим известным Opus Tripartitum , написанным накануне Лиона II и намеревающимся дать совет Папе Григорию X относительно повестки дня предстоящего собора. Включенная в контекст латинско-греческого спора, эта статья фокусируется на уникальном способе Гумберта справиться с надвигающимся расколом и предлагает значительные усилия для мира в различных аспектах, которые влияют на намерения Гумберта.

192-219
Церковное единство и мир во всем мире — Констанцский собор как собор единства и мирный конгресс
док Ансгар Френкен
Среди многих проблем Констанцскому собору (1414–1418) пришлось решить прекращение раскола, и воссоединение церкви было одним из самых приоритетных. Кроме того, собрание должно было обсудить некоторые конфликты и споры, которые были угрозой церковному миру и бременем для соборных народов, собравшихся в Констанце. В связи с этим конфликт с богемским реформаторским движением, персонифицированным Яном Гусом, был такой же частью повестки дня, как и вопрос о том, оправдано ли устранение тирана (дело Пети и дело Фалькенберга).

В статье автор исследует предпосылки, которые позволили миротворческой политике собора добиться успеха. Кроме того, он обсуждает методы и способность отцов играть активную роль в поддержании мира, а также возможные причины, по которым миротворческие усилия могут потерпеть неудачу. Добившись воссоединения церкви, собор по большей части потерпел неудачу в своей миротворческой политике, особенно когда в конфликт вступали расходящиеся интересы светских властей. Умиротворять светский конфликт церковными усилиями противники соглашались только в том случае, если получали личное преимущество. В противном случае они блокировали все попытки отцов разрешить конфликт и восстановить мир.

220–224
Доминго Рамос-Лиссон (1930–2016)
проф. Доктор А.С. Джон Гроэ

225–228
Второй Вселенский Никейский Собор. Действия Собора VI–VII (Труды Вселенских Соборов. Серия вторая. Том третий. Часть третья), под редакцией Эриха Ламберца при содействии Уве Дубельцига. Индексы, составленные Джерардом Дуурсмой, Verlag De Gruyter: Berlin – Boston 2016. 30 + 546 стр.
проф. Др. Хайнц Оме

229-230
Ульрих Хорст, Папская непогрешимость против соборного превосходства? Исследования по истории (экклезиологического) антагонизма с 15 по 19 века, Schöningh: Paderborn 2016 (= История Собора, Серия B: Исследования, под редакцией Питера Брунса и Томаса Прюгля). 427 стр.
Проф. Др. Бернхард Шмидт

231–232
Третий Лименский собор (1583–1591). Двуязычное издание указов. Луис Мартинес Феррер — издатель. Хосе Луис Гутьеррес — переводчик, издательство San Pablo: Лима, 2017. 347 стр.
проф. Док. А.С. Себастьян Террейн

233-237
Винченцо Карбоне, Соборный «дневник» монсеньора Перикла Феличи, под редакцией Агостино Маркетто, LEV: Vatican City 2015. 587 стр.
Проф. д-р Александра фон Тойффенбах

238-240
Мигель ДЕ САЛИС, Церковь, воплощенная в истории. Элементы для перечитывания Конституции Lumen Gentium, Рим: EDUSC, 2017 (= Исследования по богословию, 19). 280 стр.
Проф. д-р Хосе Рамон Вильяр

241-248
Библиография по истории Собора
доктор Ансгар Френкен

 

Наверх